Журнал "Петербургский театрал", май 2017
Текст - Екатерина Омецинская
В мае Молодежный театр на Фонтанке представит зрителям премьеру - «Прошлым летом в Чулимске» по пьесе Александра Вампилова. Драматургу, трагически погибшему накануне своего 35-летия, в августе 2017 года могло бы исполниться 80 лет… С создателями новой постановки Семеном Спиваком и Ларисой Шуриновой, с актерами, занятыми в спектакле, мы говорим о Вампилове, времени и людях.
Семен Спивак, художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке режиссер спектакля «Прошлым летом в Чулимске»:
То, что мы делаем, не монотрагедия Валентины, а полифонический спектакль, в котором все персонажи обладают своим «правом голоса». Порой постановщики за забором палисадника, который бесконечно чинит Валентина, не видят судеб других людей – Кашкиной, Дергачева… Мы же, вырисовывая судьбы каждого, их столкновением создаем атмосферу, в которой молодая девушка входит в жизнь. И главная тема пьесы состоит не в том, что хорошая девочка встречается с дурными людьми, а в том, что сам вход в эту жизнь драматичен. Мне кажется, что мир вокруг нас сегодня очень агрессивен и очень жесток. И я по своим студентам, тоже входящим в жизнь, каждый день вижу, как они поневоле перенимают законы, по которым этот мир существует. Вот это меня и волнует. Эта пьеса велика тем, что она не только про Россию, не только про 70-е годы, она про Средневековье, про Возрождение, про настоящее время - про то, как мир встречает нового человека.
Лариса Шуринова, сорежиссер спектакля «Прошлым летом в Чулимске»:
С Семеном Яковлевичем мы вместе учились, дружим, у нас есть человеческое и творческое взаимопонимание, и Спивак уже давно предлагал поработать вместе. Никакой оригинальности выбора материала мы не проявили, но и не стремились создать «датский» спектакль: рассматривали для совместной постановки пьес пять. Просто Вампилов –абсолютный классик из ряда Чехова. И у нас есть изумительный актерский состав, хотя мы и пережили определенную драму во время постановки. Ведь первоначально избранная на роль Валентины актриса не смогла репетировать, и мы даже были готовы совсем отложить эту работу за неимением подходящей исполнительницы.
Дарья Вершинина, студентка РГИСИ (мастерская С.Я. Спивака), исполнительница роли Валентины:
Я до сих пор не могу поймать волну Вампилова. Я не чувствую его героев, они не отзываются во мне, хотя, попади я в такую ситуацию, палисадник я бы чинила с такой же настойчивостью, с которой я постоянно навожу порядок в жизни. Иногда нет сил говорить другим про порядок, а легче сделать самой… Долго размышляла, насколько Валентина близка мне или далека от меня. Сначала казалось, что далека: она хоть и младше, но мудрее. Но Семен Яковлевич все время помогает найти что-то общее с ней, делает Валентину мне ближе. И теперь уже кажется, что человеческая суть у нас с ней одинаковая: даже разочаровываясь в ком-то и в чем-то, она обязательно останется человеком, который верит в любовь, в людей, верит в то, что их можно изменить.
Регина Щукина, исполнительница роли Кашкиной:
Для меня Вампилов – драматург, отличный от других: безумно интересный, человек с оголенными нервами. В его произведениях нельзя быть неорганичным, неправдивым. И Кашкина, в которую я привношу многое из того, что я видела в жизни, в реальных людях, – узнаваемая женщина, поступки которой мне понятны. Ведь она защищает себя. Как может. И я оправдываю ее. Как могу. Ведь нельзя играть персонажа, делая его глупее и подлее самого себя.
Зоя Буряк, исполнительница роли Хороших:
Я переросла в театре роли девушек и начинаю переходить на роли мам. Но моя героиня Анна Васильевна – еще не старая, деятельная женщина. Она не ждет подарков от жизни – делает все, что от нее зависит, но разрывается между любовью к сыну и к мужу. Это неминуемый выбор для всякой женщины. Думаю, когда дети вырастают, их приходится «отпускать». Наступает время, когда мы ничего не можем уже им подсказать: они должны учиться на своих ошибках. Надо только верить, что будущее их будет светлым.
Артур Литвинов, исполнитель роли Шаманова:
Мне уже приходилось играть Зилова в «Утиной охоте» Вампилова – обаятельного, незрелого человека, который не умеет любить и ничем толком не занимается. А теперь – Шаманов. Он совсем другой. Цельный. Он талантливый следователь. Он занимается СВОИМ делом, верит в справедливость. Но среда ломает его мировоззрение. И мне кажется, что когда закроется занавес, он не просто будет жить с Кашкиной, но и через какое-то время решит, что счастлив...
Андрей Шимко, исполнитель роли Дергачева:
Вампилов писал про человеческий надлом, разрыв, веру и неверие, про желание быть свободным. Это вечное. Мой Дергачев хочет быть свободным, а потому пьет, создавая свое замкнутое обманное пространство, в которое уходит от проблем и обиды на свою жену, обиды, которой он сам себя и придавил. Там он свободен. У Шекспира Гамлет говорит: «Заключите меня в скорлупу ореха, и я буду чувствовать себя повелителем бесконечности». Это оно и есть – то личное понятие счастья, которое каждый вырабатывает в зависимости от того, как он живет. И еще: убегая от этой давящей обиды, от своего личного горя, определяющего его несвободу, Дергачев все время по-детски думает, что где-то (где его нет) жизнь лучше и проще…