Источник - "Театрал". 2013. № 7-8. Текст - Кристина Ф.-Януш
Пришло время «Последнего китайского предупреждения», которое делает нам художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке Семён Спивак вместе с актерами спектакля по пьесе Брехта «Добрый человек из Сычуани».
Ставить Брехта – истинное мучение. Он беспокоен и глумлив, в его едкой иронии много горечи. И в большинстве своих пьес он говорит об одном: как уязвима и неоднозначна человеческая природа.
Театральная жизнь «Доброго человека из Сычуани» была бурной – множество постановок, интерпретаций, трактовок, самая громогласная из которых – «Добрый человек из Сезуана» Театра на Таганке. Теперь и Молодёжный театр на Фонтанке готовит свою версию знаменитой пьесы.Семён Спивак, режиссёр-постановщик.
- В 1995 году, во время работы над «Трехгрошовой оперой», Вы сказали, что ставите Брехта как Чехова. В чем Вы видите сходство.
- Это Эфрос сказал: «Хорошо было бы поставить Брехта как Чехова, а Чехова как Брехта». Мы так и сделали. И «Три сестры» поставили как Брехта. Что он имел в виду? Поставить Брехта не социально, а атмосферно, чтобы была история, глубоко волнующая зрителя.
- А с тех пор изменилось ваше восприятие Брехта?
- Нет ощущения такие же.
- Что будет главной интонацией спектакля «Добрый человек из Сычуани»?
- Главная героиня Шен Де, получив от богов благословение и помощь, пытается жить по добру. И для нас очень важно понять, почему человек, который все ставит на добро, проигрывает, пока он добр. Поэтому наш спектакль вполне разумно представить как сказку, но не в смысле как детскую сказку, а скорее как сказание о Человеке.
- И что в сухом остатке?
- Главная мысль родственная «Идиоту» Достоевского – насколько живуче добро в нашем сегодняшнем мире. Я думаю, что две ипостаси одного человека нужны для равновесия, чтобы обрести в себе гармонию.
- А почему Вы решили поставить «Доброго человека из Сычуани»?
- Мне показалось, что это красивая история, эта история и про меня.
- То есть про ваших ангелов и бесов?
- Да, причем осознание этого факта для мня стало настоящим шоком, но я был готов к встрече с противоречивостью человеческой натуры, и моей в том числе.
- Как Вы справились с Брехтовской стихийностью?
- Эта пьеса подобна дому, но, когда его строили, не было общего плана: одна часть дома выступает, другая утоплена в глубине, третья вообще чуть ли не на воздухе. Наша задача придать этому дому гармоничную геометрию, форму и объем, обнаружить некую стройность. И очень важно, чтобы у этой геометрии была своя музыка.
- Музыка?
- Да спектакль – это ведь оркестр. Его музыка должна течь, как река, но начинаться с шумных волн. Таков мой творческий принцип. Я открываю сейчас тайны нашего театра, но мы ведь говорим откровенно, и спектакль «Добрый человек из Сычуани» - откровенный и пронзительный.
Эмилия Спивак, исполнительница роли Шен Де.
- Эмилия, как к Вам пришла роль Шен Де, чем она вас заинтересовала?
- Это было решение Семёна Спивака. И главное впечатление, что эта роль очень-очень непростая и к ней довольно трудно найти правильный подход. Я думаю, что Шен Де, как многие люди, живущие в этом мире, оказывается в невероятно сложных обстоятельствах. Ее положение усугубляется еще и тем, что она решила начать новую жизнь и хочет сделать это по-настоящему, а не как большинство из нас, но тут же возникают ситуации и люди, которые всячески ей в этом препятствуют.
- Помогает ли Ваш характер в работе над этой ролью?
- То, что я делаю сейчас, пока только «проба пера». Но в работе над характером мое собственное нутро, конечно, помогает. Мне понятна внутренняя мотивация моей героини, я понимаю, почему ее штормит и бросает из одной стороны в другую. Ей приходится защищать себя, свое дело, свою жизнь, к тому же она ждет ребенка. У меня, к сожалению, пока нет детей, но я знаю, что ребенок, когда он появляется, становится для женщины центром всего мира. Тем более, если женщина одинока...
Сергей Малахов, исполнитель роли летчика
- Сергей, спектакль называется «Последнее китайское предупреждение». О чем вы нас предупреждаете?
- Это придумал Семен Яковлевич. Наши духовные ценности, которые у нас были, сейчас исчезают, как редкие звери, занесенные в Красную книгу. Наша национальная культура разбавляется чужеродными традициями, нам навязывается не свойственный нам образ жизни. Я вижу в этом спектакле призыв сохранять нашу самобытность. Пришла пора оглянуться на наших пап и мам, на дедушек и бабушек, для которых сострадание и сочувствие не были пустыми словами. Сейчас никто об этом не думает: современная жизнь требует от людей жесткости и даже жестокосердия…
- Каков тот ориентир, который помогает Вам создавать характер Вашего героя?
- Снаружи мой персонаж абсолютный эгоцентрик, который хочет, чтобы все крутилось вокруг него. Но я считаю, что его характер не так уж примитивен, как кажется на первый взгляд. Суть происходящего в том, что он хочет летать, это его мечта, и ради нее он готов на все.