В добрый путь!
Текст: Инна Зайцева
15 октября в Молодежном театре на Фонтанке на сцену выехал трамвай, молодожены целовались, выпускники танцевали летку-енку и пели «Gaudeamus», а в цветущем саду стрелялись из-за любимой девушки соперники. В премьере «Прощание в июне» по одноименной пьесе Александра Вампилова ностальгия по 1960-м и студенческий дух, мечты о геологических открытиях на дальнем севере и философские разговоры о смысле жизни, первая любовь и чистосердечные признания в предательстве стали тем архитектурным каркасом, на котором режиссер постановки Семен Спивак построил свой университет, в котором, кроме знаний и вкуса к театральным наукам, можно подчерпнуть знания о себе и той своей теневой стороне, которая открывается только при уличающем свете сценической рампы.
Действующие лица постановки – студенты С.Я. Спивака. Спектакль был создан в мастерской IV актерско-режиссерского курса Российского государственного института сценических искусств. Тем интереснее выбор пьесы и ее воплощение. Фабула возникла тогда, когда Вампилов и сам был студентом, таким же, возможно, «юным гением с самомнением до небес», как и главный герой – Колесов (Федор Фролов). И так же, как едкая эпиграмма на ректора чуть не привела к исключению автора пьесы, целый ряд случайностей, среди которых самой значимой стала влюбленность дочери ректора Тани (Александра Прохорова), привели к тому, что Колесову пришлось пройти через все круги ада с Репниковым (Антон Перфильев).
Федор Фролов создал очень оригинальный образ Колесова. Такое ощущение, что четвертой стены для него, в принципе, не существует. Он знакомится с девушками из зала, открыто смотрит в глаза зрителям, с саркастической насмешкой и выдержкой встречает все манипуляции Репникова, и воплощает в себе одном сразу двух героев: страстного влюбленного юношу и закрытого, металлического человека-машину, способного ради достижения своих целей лишить себя всех чувств, включая не только любовь, но и совесть.
Репников имеет не менее противоречивый характер. С одной стороны он властный, отстраненный руководитель, а с другой – несостоявшийся ученый, о чем ему постоянно напоминает жена. Женщина без целей, дела и цельности обвиняет его в том, что не смогла стать женой великого ученого, по-клоунски нелепо кидает ему в лицо торт, отвергает и унижает. Он же, в свою очередь, использует все свои ниточки, чтобы манипулировать Колесовым и разрушать его отношения с Таней.
Таня – воздушная в своих танцах, очаровательная в своей искренности, экзальтированная и влюбленная в Колесова до беспамятства задает спектаклю особый сентиментальный тон нежности и заботы.
Драматические моменты звучат и играют тысячей красок не только засчет фонтана энергии молодых артистов, но и благодаря музыке. Советские шлягеры, например, «Мир не прост» группы «Самоцветы», «Королева красоты» Муслима Магомаева, «Нежность» Анны Герман или «Канатоходец» Владимира Высоцкого – мост из настоящего в прошлое. Модницы и стиляги в пышных платьях в горошек периодически танцуют летку-енку цепочкой по кругу, а ближе к финалу выдают такой танец, который мог бы войти в любой американский мюзикл, вроде «Бриолина».
Кроме летки-енки паузы между сценами заполняет проезжающий из одного конца сцены в другой трамвай. Этот ход выводит героев в совсем иной масштаб: движение преобразует пространство, добавляет ему кинематографичность, открывает выход за пределы театрального зала на улицу. Трамвай привозит молодоженов на сцену и увозит понравившуюся девушку вдаль.
Молодожены в постановке Молодежного театра на Фонтанке – герои игры, в которой свадьбу можно объявить недействительной в любой момент. Ощущение того, что все не по-настоящему возникает и в финале, когда Колесов встречается со своей тенью и сливается с ней под фразу «это игра». В этот миг становится понятна его философия, которую он озвучил, перекапывая лопатой кладбище в середине спектакля. Пока, словно души умерших, горели свечи на стене, Колесов проповедовал, что нужно либо жить, либо думать, так как на то и на другое времени не хватит, а эти люди «тоже хотели во всем разобраться, но так ничего и не поняли».
Любимый выход Колесова – отказаться от чувств и уйти. Он и Тане дает такой совет: «на вашем месте я бы бросил все и пошел в кино». Ему проще одному слушать хоккейную трансляцию по радио и в одиночестве заниматься научной деятельностью, избегая близости до полной победы разума над чувствами. Такая аскеза помогает сохранять иллюзию безопасности, но она же и становится самонаказанием: отказавшись от исполнения своих желаний, мы перестаем хотеть чего-либо в принципе. Но чего стоит такая жизнь, в которой нет романтики и любви, а есть только свечки на кладбище?
Противопоставлены Колесову герои любовного треугольника: молодожены Вася и Маша, а также влюбленный в Машу друг жениха Гриша. Перед дуэлью Вася признается воспитанному другу, «цельной натуре», которого держит под прицелом, что всю жизнь жил не так, как хотел. И только после этого внутреннего инсайта, он наконец-то может снять с себя оковы гордости и пойти навстречу любимой девушке.
Именно это и не получается у Колесова. Словно Фауст, он оказывается во власти сразу двух Мефистофелей – Репникова и Золотуева, которые, потерпев поражение в собственной жизни, искушают Колесова деньгами и славой. Он не склоняется перед ними, а идет с гордо поднятой головой. В этом движении есть некий триумф. Ему все еще кажется, что он заплатил очень маленькую цену за воплощение своих целей. Ведь в силу юношеского максимализма задумываться о происходящем некогда, нужно успеть жить.
Премьера «Прощание в июне» — это выпускной, праздник и одновременно ностальгия по студенческой жизни, в которой есть желание поблагодарить талантливых преподавателей и обнять друзей. Это спектакль-прощание с теми, кто уезжает. Одни отправляются исследовать север, другие – юг, с третьими никогда уже не получится встретиться, и все, что останется – это музыка, образ в памяти или горящая в облаке розовых цветов свеча. Но есть и четвертые — те, кто обязательно позовут с собой.