«Нас обвенчает прилив…»: «УМИРАТЬ НЕ ХИТРО, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ!»
Источник – Около.ру от 18 марта 2019 года
Текст – Любовь МАРЬИНА
16 и 17 марта в Молодежном театре на Фонтанке состоялась премьера спектакля «Нас обвенчает прилив…» по пьесе Жана Ануя «Ромео и Жанетта».
Молодежный театр не в первый раз обращается к произведениям Жана Ануя, считающегося одним из самых ярких французских драматургов. Поэтика его диалогов безупречна, но вместе с тем и крайне сложна, потому каждая постановка для ее создателей сродни вызову. Режиссерами спектакля «Нас обвенчает прилив…» выступили народный артист России Семен Спивак и Мария Мирош, художником-постановщиком – заслуженный художник России Александр Орлов, художником по костюмам – Ирина Чередникова, художниками по свету – заслуженный работник культуры Евгений Газург и Радмира Ташкинова, видеорежиссером – Валентин Суханов, за пластику отвечал Игорь Качаев.
«Нас обвенчает прилив…» рассказывает о любви. О любви внезапной, безумной и в какой-то мере даже запретной. Юлия (играет Василина Кириллова) с женихом Фредериком (играет Константин Дунаевский) и его матерью (играет Алла Одинг) приезжает домой, чтобы познакомить их со своей семьей. И если жених и его мама представляют интеллигенцию, то семья Юлии – это люди из народа, к тому же, потрепанные жизнью: отец (играет Константин Воробьев) любит пропустить стаканчик-другой, брат Люсьен (играет Сергей Яценюк) не прочь составить отцу компанию, попутно заводя разговор о своей неверной жене, а сестра Жанетта (играет Эмилия Спивак) меняет любовников как перчатки и не умеет говорить правду. Эта поездка меняет жизни всех героев: верная и домашняя Юлия, пример и образец для подражания, оказывается вдруг не нужна, ее место в сердце здравомыслящего Фредерика занимает взбалмошная Жанетта. А родители молодых вспоминают, что они тоже хотят и могут любить.
Любовная тема всегда требует особого внимания и трепетного, бережного отношения. Потому совершенно логичным видится решение создателей поставить спектакль на Малой сцене. Камерность зала создает то самое неосязаемое чувство единения, близости и сопричастности, что позволяет сохранить интимность происходящих событий и не разрушить личное пространство героев, а, напротив, включить в него еще и зрителя.
Возможно, благодаря именно миниатюрности пространства острее ощущаешь и всю ту чувственность, коей пропитан спектакль. И речь здесь не только о Фредерике и Жанетте. Отец невесты и мать жениха ведут более тонкую эмоциональную игру, которая, тем не менее, по накалу страстей ничуть не уступает темпераментной паре любовников. А внутри апатичного с виду Люсьена клокочут такие страсти, что молодому человеку не всегда удается их скрыть.
Вообще, Люсьену отведена особая роль в этой истории – он выступает своего рода рассказчиком. Называя себя не иначе как рогоносцем, изведав муки любви, он объясняет не только смысл отношений его сестер с Фредериком, но и размышляет о любви и жизни вообще. Циничный и саркастичный, именно с его уст слетают ключевые идеи постановки: «Обнимая женщину, обнимаешь пустоту», «Умирать – не хитро, давайте начинать жить», «Тут едва понимаешь, где ты», «С этой болью можно жить, вы поймете, когда привыкнете к ней» и др. И если в какой-то момент мотивы поступков остальных персонажей становятся не совсем понятны, тут же в поле зрения появляется Люсьен и объясняет происходящее с присущей ему насмешливостью.
Дополнительную глубину спектаклю придает вид из окон дома семьи Юлии. Благодаря мультимедийным эффектам перед нами расстилается безбрежное море, которое меняет свое «настроение» в унисон с чувствами героев. Особенный трагизм, однако, ощущается даже не ночью, когда происходит развязка, а на следующее утро…
Насколько реальна история, рассказанная в «Нас обвенчает прилив…»? Возможно ли спокойному молодому человеку из хорошей семьи влюбиться в сомнительную девицу? Возможно ли променять перспективу размеренной жизни на неопределенность и постоянный ураган в отношениях? Жан Ануй однозначно говорит «да», зритель же волен вынести свое собственное суждение. Однако каков итог подобных отношений? Лучшим ответом могут служить слова Атоса: «Любовь – это такая игра, в которой выигравшему достается смерть. Проигрывайте всегда, таков мой совет».