Источник — арт-журнал Около от 4 июня 2019 года
Текст — Наталья СТАРОДУБЦЕВА
Текст — Наталья СТАРОДУБЦЕВА
2 июня в Молодёжном театре на Фонтанке состоялся последний показ спектакля «Цена» Олега Куликова по одноимённой пьесе американского драматурга Артура Миллера. Драма о цене счастья и утраченных иллюзиях с успехом шла на сцене с января 2015 года.
По сюжету после смерти отца его сын Уолтер Франц с женой Эстер приезжают в дом, некогда родной, а сейчас предназначенный под снос, в надежде распродать ценные предметы и хоть немного поправить своё финансовое положение, пошатнувшееся в годы Великой депрессии. Одинокие после отъезда взрослого сына, супруги спорят, ругаются, перебирают старые вещи, словно перелистывая воспоминания: любимое кресло отца, детские игрушки, старинная люстра, роскошные платья матери, её арфа.. Инструмент, будто живущий собственной жизнью, оживает перед спектаклем и в антракте – в исполнении Антонины Шишкановой наполняя зал пленительными мелодиями ушедшей эпохи.
Оценщиком мебели, которого с нетерпением ждут супруги, оказывается давно отошедший от дел 90-летний Грегори Соломон. Тщательно оглядев интерьер, он горько изрекает, что вещи, выставленные на оценку, чересчур добротные и основательные, будто сделанные на века, и навряд ли будут успешно продаваться, ведь в современном мире главное – одноразовость, заменяемость – вещей, чувств, надежд и мечтаний…
Внезапное появление младшего члена семьи Виктора даёт возможность откровенно поговорить впервые за 16 лет разлуки, и братья бросаются обвинениями, вспоминая грехи прошлого. В отличие от Уолтера, посвятившего жизнь отцу и бросившего университет ради однообразной работы без будущего в полицейском участке аэропорта, Виктор предпочёл отгородиться от проблем. Он сколотил приличное состояние и сделал успешную карьеру врача. В то время, как младший брат с отцом в буквальном смысле слова питались объедками с помойки, он процветал.
Но это лишь одна сторона правды – правды Уолтера. Виктор рассказывает свою версию событий – оказывается, он неоднократно предлагал помощь, но отец отказывался. Да что там, у отца были средства – на них вполне можно было прожить, а Уолтеру — закончить университет. Но родитель предпочёл умолчать о них, ведь Уолтер хотел пожертвовать собой, и ему была дана такая возможность.
Судьёй в споре братьев выступает старик Соломон. На протяжении всего спектакля братья и Эстер будут тщетно вопрошать его: «Цена! Назови цену!» — то глухим, то визгливым, то умоляющим и дрожащим голосами. А мудрый старик каждый раз будет изворачиваться и уводить разговор в сторону, давая им выговориться, выплеснуть обиды и недопонимание. Цена. Неужели всё в этом мире имеет свою цену? Даже милосердие, преданность, любовь, страдания?
Культовое произведение обладателя Пулитцеровской премии отчасти биографично — в уста Виктора писатель вкладывает свои воспоминания об отце, а образ героини Эстер навеян бывшей женой – Мэрилин Монро (тонкие ассоциации подчёркиваются в антракте, когда на экране со сцены демонстрируются фотографии из личных архивов звёздных супругов).
Спектакль, построенный на диалогах, словно психологическая игра держит в напряжении с первой минуты – во многом благодаря потрясающей игре актёров, мастерски исполняющих свои роли.
Дарья Юргенс хороша в роли увядающей, постепенно спивающейся Эстер, нежно любящей и поддерживающей своего мужа. Холеный и самоуверенный Виктор в исполнении Юрия Сташина поначалу вызывает раздражение, но выслушав его, понимаешь, что он по-своему прав. Человек делает свой выбор сам, и иногда гораздо легче принести себя в жертву и опустить руки, чтобы винить потом других в своих неудачах, чем пробовать бороться за мечты. Потерянный, словно окаменевший Уолтер (Пётр Журавлёв) горько оплакивает ушедшую молодость и упущенные возможности. Его голос глухой, словно доносится издалека – Уолтер всё ещё живёт в прошлом.
Фигура оценщика Грегори Соломона (Валерий Кухарешин) метафорична, он словно искуситель подбивает братьев, постоянно раздувая конфликт. А напоследок вскользь бросает: «Найти нового покупателя — всегда борьба». Кто же он? Дьявол или Бог, борющийся за души братьев?
«Цену» хочется анализировать и обсуждать, как и делали многие зрители в антракте и по окончании действа — споря до хрипоты, вставая на сторону одного из братьев.
Грустно, что спектакль снят с репертуара, но нет сомнений, что в Молодёжном театре будут новые, не менее философские и глубокие постановки, заставляющие думать современного зрителя. А не в этом ли самая важная, бесценная роль театра?