Источник – журнал «Служба PR» № 3/2019
Беседовала Светлана КЛЕПИКОВА
Уже совсем скоро Санкт-Петербургский Молодежный Театр на Фонтанке отметит сразу несколько юбилеев: 40-летие образования театра и 30 лет, как его возглавляет театральный режиссёр, народный артист России Семен Яковлевич Спивак. За годы существования театр пережил разные времена. И лишь одно оставалось и остается неизменным – он по-прежнему самый популярный, самый современный и самый любимый питерским зрителем.
- Семен Яковлевич, трудно руководить успешным театром?
- Конечно, сложно. Мне приходится находиться сразу в двух ипостасях: чиновника, в смысле руководителя, и в то же время – художника. И вот в этом сочетании очень трудно существовать, я бы даже сказал, драматично. В нашем театре директор занимается организационными вопросами, «формой», а я художественной составляющей, «содержанием».
- Вы переложили чиновничью работу на административную команду, значит у вас хорошая команда, которой Вы доверяете?
- Коллектив у нас замечательный. Вы знаете, есть такое слово, возможно, сегодня не очень популярное, – «близость». Долгие годы мы искали своих людей. Поэтому театр для нас - дом, мы приходим сюда, как домой, где репетиции – наши домашние обязанности.
- Из чего складывается успех: успех театра, режиссерский, спектакля?
- В его основе взаимопонимание со зрителем. Мой любимый режиссер великий Георгий Александрович Товстоногов дал такое определение: «Режиссер - это полномочный представитель зрительного зала». Представьте: некая группа людей, которая потом придет в театр, будто засылает вперед человека – режиссера, который о них и для них поставит спектакль. Успех спектакля состоит в том, понимаешь ли ты людей, которые сидят в зале. Человек любит слушать, смотреть и рассказывать о себе. Это присуще всем людям, человек эгоистичен, и только огромная работа над собой позволяет ему преодолеть этот эгоизм.
- Театр о зрителе и для зрителя. Поэтому вы предпочитаете классические постановки авангардным?
- Я так думаю, что в театральном мире произошла ошибка, которая не знаю, к чему приведет. Сейчас театр делится на классический и авангардный. Но это неправильно. Вы знаете, как рождается бабочка? Она проходит три стадии: чтобы родиться, она должна быть сначала личинкой, затем куколкой, а потом уже бабочкой. Цифра три на земле имеет огромное значение. На три этапа можно разложить как любое явление, так и жизнь человека. И я считаю неверным то, что сегодня режиссеров разделили на классических и авангардных. Театр может быть не только классическим и авангардным, но и современным. А современный театр, по моему убеждению, - это «золотая середина».
Вообще все великие вещи на земле находятся по середине. Только найдя «золотую середину», люди совершают открытия, создают шедевры. Наш театр показывает картину сегодняшнего дня, через классические ли произведения, или современные, неважно. Недавно мы выпустили два спектакля по пьесам современных авторов, но без ребусов и загадок. Я считаю, что спектакли должны быть ясными и понятными.
Вы знаете, у йогов есть очень дорогое для них понятие - «ясность». Поскольку я йог уже на протяжении 16 лет, оно близко и мне. Ясность должна быть везде, не только в спектаклях, но и, прежде всего, в жизни. А ведь самое трудное в жизни - это сделать выбор. Есть люди, которые его не делают и всю жизнь топчутся на перекрестке. Мы же сделали свой выбор. Для нас главное действующее лицо - это человек, интерес и уважение к нему.
- Придя в театр 30 лет назад вы предполагали, что превратите его в один из самых популярных и любимых зрителем?
- Нет, не думал и не предполагал. Я учился у театра, люди театра меня учили и учились у меня. Шел обмен знаниями и навыками. Это очень долгий процесс, который мы преодолели вместе. Это как принцип успешной женитьбы: чтобы брак был счастливым, мужчина и женщина должны стать друзьями. А дружба подразумевает большую откровенность, доверие, близость, взаимопонимание. В семье не могут быть только Мужчина и Женщина, понятие «семья» должно быть намного шире. И только тогда домой тянет. Вот также и в театре: постепенно родилось состояние, что здесь есть друзья, а, значит, - семья.
- Многие актеры вашей труппы говорят, что Молодежный театр на Фонтанке это их дом. Как вам удалось этого добиться?
- Сложно сказать. Может быть, это получилось потому, что, будучи молодым человеком, мне пришлось стать «отцом» огромного количества людей.
- Как вы подбираете труппу? Глядя на молодого артиста, только что окончившего театральное училище и жаждущего работать у вас, вы можете определить с первого взгляда, впишется он в коллектив или ему придется долго притираться?
- У меня есть мастерская в театральной академии (прим. ныне – РГИСИ), и вот уже в течение 20 лет мы берем в труппу только своих выпускников. Артистов со стороны тоже, бывает, приглашаем, но какими бы вы ни были человеколюбивыми, своего ребенка вы чувствуете лучше, чем чужого.
- В вашем театре идут спектакли и приглашенных режиссеров. Скажите, вы испытываете творческую ревность к своим коллегам?
- Наверное, где-то очень глубоко она присутствует, но на самом деле, если я с проблемой справляюсь, значит, ее нет. И спектакли коллег-режиссеров из других театров я с удовольствием посещаю, когда есть свободная минутка.
- Если взять питерские и московские театры, в чем между ними отличие, а в чем они схожи?
- У нас особая, «питерская» режиссура. Наши режиссеры понимают, что они живут в городе симметрии, в городе гармонии, они «слышат» свой город и на основании этого делают спектакли. У нас есть замечательные постановщики, которые мне очень нравятся и их спектакли мне по душе.
- Вы сказали, что город оказывает влияние на режиссуру. В том числе и на вас?
- Конечно. Дело в том, что я семь лет работал на два города: две недели в Питере и две недели в Москве. В конце концов, из Москвы я уехал. Я это объяснил тем, что Петербург меня не отпустил. Я вернулся и ничуть не жалею. Правда, сейчас мне предложили поставить спектакль в Большом театре. Я никогда не ставил оперу, эта работа станет моим дебютом.
- Как вы выбираете пьесу?
- Это очень трудный вопрос. Наверное, как женщина выбирает мужчину или мужчина женщину. Хороших женщин и мужчин много, впрочем, как и нехороших. Но наш взгляд останавливается на конкретном человеке. Это означает, что в этом человеке я почувствовал то, что близко мне. Я, например, придаю огромное значение интуиции. То же самое происходит и с пьесой. Если я читаю пьесу, и у меня возникает щемящее ощущение где-то внутри, значит, эту пьесу нужно рассмотреть к постановке. Потом идет длительный творческий процесс. Мы репетируем очень долго, по два, а то и по три года. Возможно, поэтому наши спектакли идут десятки лет.
- Присылают вам молодые авторы свои пьесы? Есть в современной России авторы, чьи пьесы достойны постановки?
- Мы сейчас ставим пьесу современного автора Ярославы Пулинович «Жанна». Пьеса перспективная, в ней поднимаются интересные проблемы. Надеюсь, что и спектакль будет таким же. Больших драматургов всегда было мало. Возьмем советское время: хорошие драматурги были, но только некоторые из них, например, Володин, Розов, Арбузов, Вампилов, Разумовская, Петрушевская, вызвали повышенный интерес у театра.
Мы живем в такое время, когда правда перемешана с ложью, и драматургам очень сложно найти хорошего героя. Кто должен стать героем, человек, постоянно меняющий кожу или пол? Непонятно. Очень сложное время сейчас во всем мире. Куда-то делись ступени, на которых держалось наше общество, и мы были уверены, что они не исчезнут, и постоянно будут нашей опорой. Эти «ступени» - благородство, порядочность, отзывчивость, сочувствие. Такие слова в современном обществе как-то уже неприлично и употреблять. Эти ступеньки затопило мутной водой. Бедным драматургам, среди которых много талантливых, даже в костюме дайвера не достать настоящих героев, не найти света в мутной воде. Для того, чтобы написать пьесу нужно оставить человека «в живых», а так как нет этих ступеней, то в пьесах человек превращается в ничто. Я уверен, мутная вода скоро утечет, и ступени появятся, мы вновь почувствуем опору.
В современной жизни появилось больше зла, жесткости, и это на нас влияет. Колоссальная разобщенность, космическое одиночество вокруг… Наверное, мы должны пройти через это испытание. Мутный потоп закончится, потому что все, что имеет начало, имеет и конец. Будет ли это при нашей жизни, я не знаю. Но не нужно становиться равнодушными, брезгливыми, ненавидящими. Жизнь не вчера началась. Многие ученые, философы, религиозные деятели тысячелетиями искали ответ на вопрос, в чем смысл жизни. Мне кажется, смысл - в любви, но ее стало меньше, мы меньше стали любить близких, любить природу, любить жизнь. И есть немало людей, которые это понимают. Они и есть нынешние атланты, не дающие свалиться в пропасть. Они - наша опора.
- Станислав Говорухин как-то сказал: "Искусство политики и искусство режиссуры - это смежные области". Вы согласны с таким утверждением?
- Театр должен быть вне политики. Театр занимается человеком. На мой взгляд, фильмы Говорухина «до политики» - «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя» - интереснее и глобальнее тех фильмов, которые режиссер снял, будучи «в политике».
Мне кажется, политика негативно сказывается на творческих личностях, они становятся менее яркими. Если обратиться к истории, то мы увидим, что во все времена существовала пара Король и Шут. Шут всегда был нужен королю, поскольку только он говорил всю правду, делая это из любви к королю. Они друг без друга не существовали, каждый был другому необходим. Как говорил Николай Гоголь, художник должен держать зеркало перед природой, ему нужно отражать все, что происходит вокруг. Если художник уходит в политику, его зеркало искажается. Как ни один волос не упадет с головы человека без божественного решения, так и здесь, любое наше решение сказывается на нашей душе.