Театр как спасательный круг

Источник: журнал "Театр+"
Текст: Екатерина Омецинская

Историю Молодежного театра на Фонтанке, отмечающего в сезоне 2024-2025 годов череду важных дат, простой никак не назовешь. В ней скрещены истории и судьбы многих талантливых людей и ярких театральных коллективов. Быть может, подспудно это и определило миссию, которую 35 лет назад определил театру его художественный руководитель, народный артист России Семен Спивак


Официальная дата рождения Молодежного – 18 января 1980 года, хотя, как часто пишут в романтических историях, в этот день в Измайловском саду театр… родился заново. Впервые его название прозвучало в Ленинграде на шесть лет раньше: придумано оно было для филиала театра им. Ленсовета, которым руководил режиссер Игорь Владимиров, воспитавший в ЛГИТМиКе немало учеников. Желание мастера дать молодым талантливым актерам пространство для профессиональной реализации было действенным: в 1974 году на малой сцене «Ленсовета» открыли филиал и назвали его «Молодежный театр». Так впервые в историю будущего театра на Фонтанке была заложена идея помощи, фактически спасения. Увы, скоро от этого филиала на балансе Управления культуры города осталось только название: кто-то из учеников Владимирова вошел в труппу мастера, кто-то ушел в другие театры. Но название не пропало.

В конце 70-х даже в Москве знали о самодеятельном театре Ленинградского института железнодорожного транспорта, ютившегося в одном из институтских общежитий. Его вызывающее по тем временам название Studio, звучное имя руководившего им профессионального режиссера Владимира Малыщицкого и его запоминающиеся, актуальные и непривычные по форме, публицистичные спектакли вызывали неподдельный интерес у зрителей, людей Театра и критиков. Известные артисты, театроведы, драматурги обратились к чиновникам с просьбой о переводе любительского театра в профессиональный статус и выделении ему достойного помещения. Тут-то и вспомнили управленцы об «освободившемся» в 1979 году названии «Молодежный театр», а в качестве площадки предоставили коллективу Малыщицкого здание бывшего ледового катка (в дореволюционные годы – ресторана) в Измайловском саду и помогли талантливому коллективу обрести дом.

Открылся новый театр в 1980 году показом постановки «Сто братьев Бестужевых» по пьесе ушедшего от нас недавно драматурга Бориса Голлера. В репертуаре были и спектакли Малыщицкого по произведениям Меттера, Володина, Кондратьева, Айтматова. Постановка «И дольше века длится день…» по роману последнего «Буранный полустанок» стала каплей, переполнившей чашу чиновничьего терпения: уровень свободомыслия Молодежного театра и его главного режиссера превышал все советские нормы. Малыщицкого «убрали».

От забвения театр спас в 1983 году режиссер Ефим Падве, открывший новую страницу жизни Молодежного, привнеся в репертуар новые формы и особый психологизм. К несчастью, судьба этого талантливого и тонкого режиссера, не справившегося с личным профессиональным и человеческим кризисом, печальна, однако он успел еще раз спасти театр тем, что назвал имя преемника на посту руководителя. Им стал молодой режиссер Семен Спивак.

Имя Спивака стало известно Ленинграду (и не только) еще со времени его работы в Театре им. Ленинского комсомола (ныне это театр-фестиваль «Балтийский дом»). Здесь в 1982 году прогремела постановка начинающего режиссера «Дорогая Елена Сергеевна» по пьесе Людмилы Разумовской. Лакированная действительность того времени не могла смириться со смелостью постановщика, взявшегося вслед за драматургом обсуждать нараставшие моральные проблемы советских школьников. В 1983 году спектакль Спивака и прочие спектакли по этой пьесе были запрещены к показу. Но имя режиссера, громко прозвучавшее затем в театре им. Ленсовета, а позднее в «Молодом театре» при Ленконцерте уже запомнилось. В том числе и Ефиму Падве…

На приход в Молодежный Спивака пришлись непростые, не самые «светлые» годы – в конце 80-х театр, как часть культуры огромной страны, терпевшей бедствие, уже потряхивало не на шутку (подробнее об этом можно будет скоро прочитать в готовящейся к публикации автобиографической книге режиссера «Чужое таинство»). Но сродство театра и Спивака – один из ярких примеров положительного влияния личности на историю. Частную историю государственного театра, не потерявшего зрителей в лихую годину и создавшего свою собственную философию. Молодежный сплотился вокруг режиссера, регуляно начавшего с 1994 года поставлять театру «свежую кровь» – своих учеников-актеров, и даже получил «добавку» к имени – географическое уточнение «на Фонтанке».

Семен Спивак привнес в Измайловский сад спасительную атмосферу доверительного общения творцов со зрителями, дух человеколюбия и глубоко понимания человеческой природы, ироничное отношение к жизни и невероятное для 90-х сильнейшее желание увидеть свет в конце тоннеля. Для того, чтобы давать людям надежду искусством, можно быть психологом, а можно – философом, вместе со зрителем рассуждающим над его достоинствами и недостатками. Настаивающим, что в бытии всегда есть над чем поплакать, но есть и то, над чем надо смеяться. Где без стеснения и оглядки человек может плакать и смеяться? Там, где он чувствует себя Человеком – в родных стенах. Там, где тебя понимают и поддерживают, там, где тебя спасают от тьмы не очень доброго мира. «Волшебство?» – спросите вы. Задайте этот вопрос Спиваку, который в июне 2025 года вместе с Молодежным будет отмечать 45-летие театра и собственное 75-летие… А еще лучше, спросите зрителей, которые преданы театру Спивака уже 35 лет – они точно не соврут.
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо