ТАЛАНТ МЕНЯТЬСЯ, ОСТАВАЯСЬ СОБОЙ

«Невский театралъ», № 11(33) декабрь 2016 Текст - Екатерина ОМЕЦИНСКАЯ Талант и редкое личное обаяние - это то, что всегда передается как положительным, так и отрицательным героям, сыгранным артистом Романом Нечаевым. Внешняя уверенность, самодостаточность – часть этого обаяния. Именно поэтому Нечаев стал одним из тех везунчиков, которые, несмотря на бешеный конкурс (в 1988 году на курс Владимира Петрова поступали Дмитрий Нагиев, Ольга Богданова, Игорь Лифанов, Анатолий Журавлев), были замечены педагогами еще на первых турах. Но, попав «с первого захода» в ЛГИТМиК, Нечаев продержался там недолго. Думается, причиной того, что бывший студент театрального вуза стал солдатом Советской Армии, стали рассудительность будущего актера и его стремление к анализу.
Вероятно, юноша решил, что жизненного опыта и знаний о жизни у него еще маловато: опыт наверстал военной службой, а знания – изучением астрологии, ставшей второй профессией. Очередной «подход» к актерскому делу был сделан в 1992 году - в Школе русской драмы, где Роман учился у Игоря Горбачева. Мечтал об «императорской сцене», но попал в Молодежку, любовь к которой зародилась еще в студенчестве: просто пришел как зритель и полюбил. Благодаря астрологическим знаниям «угадал» в 1996 году день, в который надо было показаться Семену Яковлевичу Спиваку, и ... Теперь количество ролей, сыгранных Нечаевым в Молодежке (как водится у Спивака, от эпизодических, второстепенных - к главным, не исключая и опять второстепенных, эпизодических), приближается уже к двум десяткам. Один за другим появлялись заметные образы: «правильный», сверх-положительный Иван-дурак (1996, «Иван-царевич», реж. Геннадий Май), забавный и незадачливый Эндрю Эгьюйчик (1998, «Двенадцатая ночь, или Что угодно», реж. Владимир Туманов), номинированный на премию «Золотой софит» игривый Соленый (2000, «Три сестры», реж. Семен Спивак), сдержанный Яго (2003, «Отелло», реж. Семен Спивак и Алексей Утеганов), рвущийся к власти угодник принц Джеффри (2007, «Лев зимой», реж. Михаил Черняк)... Некоторые из ролей, созданные Нечаевым, уже «сошли с круга», другие живут на сцене. Но каждый из сыгранных актером героев - носитель цельного характера. Это разнополярные по своей сути люди, но все они упорно не уступают своего пути, не изменяют себе, остаются при своем мнении и при своей, пусть не всегда добропорядочной или удачливой жизни. Так, в многонаселенном спектакле Семена Спивака «Крики из Одессы», созданном в 1998 году по пьесе «Закат» Исаака Бабеля, Нечаеву достались сразу три роли, выявившие не только кредо актера, но также богатую палитру красок и широкий игровой диапазон. Уже одного кудрявого бахвала Лазаря Боярского достаточно, чтобы подивиться скорости, с которой Роман Нечаев ведет своего героя по жердочке роли - от состояния к состоянию. Вот он, минуту назад уверенным женихом развалившийся на стуле, при виде невесты сначала замирает, потом присаживается на краешек того же стула, выказывая невероятную робость и скованность движений. А вот уже вскакивает горячечным влюбленным, защищая Двойру от почудившейся ему нападки родных, и попутно, скороговоркой нахваливает свои «костюмы и польта». Через полминуты опять столбенеет, заглянув в глаза будущей жене, и стесняется, стесняется, стесняется бесконечно... И во всем этом, как и в последующих признаниях в любви, - бесконечное благоговение, знание истины, что «женщина лучше банка» - даже та, которой он пока и вовсе не знает. Совсем иной развязный и самоуверенный делец Фомин, выплывающий на сцену с женщиной-вамп под звуки танго. Напористый герой безукоризненно выполняет движения танца, но спутница для него - не более чем вещь, средство утоления животных страстей. О ней можно забыть ради нескольких жадных затяжек сигарой. Поднимая ее, нельзя перетрудить спину, зато о подошву туфли партнерши вполне можно затушить окурок. Но ради собственной выгоды, ради сделки, которую Фомин жаждет заключить с Менделем Криком, можно и нужно «прыгнуть выше головы»: тут не грех и перетрудиться. Вот и прыгает Нечаев-Фомин, пытаясь через чужие головы направить руку Менделя в нужное для подписи место на бумаге... Третья роль - Кантора Цвибака - невероятно коротка: всего-то несколько минут, но и за это время создается цельный образ искренне верующего и искренне удивляющегося людским поступкам человека. Для прорисовки характера графа Варвика, эпизодически появляющегося во время действия спектакля «Жаворонок» по пьесе Ж. Ануя (2001, реж. Семен Спивак и Андрей Дежонов), сценического времени у Нечаева ничуть не больше. Но и в этих коротких сценах портрет человека холодного, циничного, уверенного в себе, избалованного своим положением, не предусматривающим преодоления аристократической ленцы, написан с абсолютной четкостью. Особняком стоят в ряду работ Нечаева роль булгаковского Санчо Панса (2008, «Дон Кихот», реж. Семен Спивак), порой циничного в своем практицизме увальня, снисходительного в своей ленивой мудрости простака, и роль нелепого, всеприемлющего и всепрощающего Фарятьева в постановке по пьесе Аллы Соколовой (2012, «Фантазии Фарятьева», реж. Владимир Туманов). Этих столь далеко стоящих друг от друга по уровню восприятия мира героев роднят бесконечные доброта и естественность, сыграть которые сложнее всего на свете. Сразу двух героев играет Нечаев в спектакле испанского режиссера Магуи Мира «Зимняя сказка», появившемся в Молодежном театре в 2007 году. Верный, исполнительный дворянин Антигон сродни другому шекспировскому герою Нечаева - Яго: он повинуется приказу, унося вон из королевского дворца младенца, в одночасье лишенного отцом матери. Но человеческая сущность служаки, движения которого словно сковывает военная форма, а сознание отягощено чувством долга и жутким вещим сном, не в силах мириться с бездумной жестокостью. Обстоятельный Антигон-Нечаев видит в крошечном свертке Человека и разговаривает с ним как с равным. Спокойно, вдумчиво пересказывая младенцу свое видение, он держится одной рукой за висок, словно сам не в силах поверить в происходящий в реальности кошмар... А четвертью часа позже в ходе того же спектакля Нечаев преображается в глуповатого и беззаботного принца Флоризеля, отплясывающего в легкомысленном веночке вместе с возлюбленной Утратой. Порывистый Флоризель то пытается заполучить долгожданный девичий поцелуй, то безоглядно рассказывает о богатстве, которое достанется ему после смерти отца. Но вот он же корчится от нанесенного отцом отрезвляющего удара, встает на цыпочки, чтобы сравняться ростом со своим суровым предком, а вот клятвенно обещает любимой, что не откажется от нее ни под каким видом... Разные характеры, разные состояния, эмоции, проявления сути. Учтены все возможные тонкие переходы, сопряженные реакции, внешние проявления. Ювелирная работа и невероятная энергетика. В одном из своих интервью Семен Яковлевич Спивак щедро назвал Нечаева... Моцартом в профессии. Быть может, кому-то такое определение покажется избыточно романтическим и слишком музыкальным. Но факт, что у ноты «Нечаев» в общем оркестре Молодежного театра есть свое узнаваемое, глубокое и мастерски пронзительное звучание, неоспорим. Не верите? Просто приходите на него посмотреть, и все сомнения исчезнут сами собой.
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо