Источник — MUSECUBE, 24 января 2018 года
Текст — Анастасия ДЕРГАЕВА
К 38-летию Молодежного театра на Фонтанке художественный руководитель театра Семён Спивак со своими учениками подготовил для зрителей спектакль по рассказам Василия Шукшина. Участниками постановки стали студенты – третьекурсники актёрско-режиссёрского курса Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ) — четвертое поколение учеников Семёна Яковлевича.
20 января состоялся премьерный показ спектакля, и артисты впервые продемонстрировали своё мастерство широкому кругу лиц. Спектакль первых учеников Спивака «Крики из Одессы» был выпущен в 1998 году и до сих пор является одной из аншлаговых постановок Молодежного театра. Далее на сцене театра с последующими курсами были с успехом поставлены спектакли «Метро», «Жестокие игры», «Идиот.2012», «В день свадьбы», которые стали лауреатами многих престижных премий и наград.
«Спиваки», как сами привыкли себя именовать студенты мастерской Семёна Спивака, во главе со своим руководителем на этот раз выбрали восемь рассказов Василия Шукшина о простых, смешных и милых «чудиках». Это короткие, но емкие произведения, которые сплелись в единую историю о человеке с его простым мировосприятием, его неотделимости от родины, земли и других людей. Литературной основой спектакля стали рассказы «Светлые души», «Чередниченко и цирк», «Ваня, ты как здесь?», «Думы», «Степка», «Хозяин бани и огорода», «Кукушкины слёзки» и другие.
Спектакль открыл этюд-портрет о молодой деревенской паре Беспаловых – простых, честных, работящих колхозниках Михайла и Нюси, роли которых исполнили Владислав Бургард и Василина Кириллова. На первый взгляд могло показаться, что всё слишком буднично и обычно — жена ждет мужа, тот приходит с работы, ест, выпивает… И только понаблюдав за их действиями внимательнее, вдумавшись в то, что говорят они друг другу, понимаешь, что это нормальное, обычное и является необычным. Чрезмерная забота жены за мужем как за ребенком и его реакция на это невольно вызывают улыбку на лице зрителя. С первого этюда зритель становится благосклонен к «чудикам» и проникается их атмосферой.
Доброта и искренность, а порой неуклюжесть и беспомощность, которыми наделены герои рассказов, заставляют зрителя то без устали хохотать, то погружаться в раздумья и переживать тяжелые времена вместе с ними. Каждая сцена проникнута огромным спектром эмоций героев: зритель вместе с Клавдией (Марией Величко) испытывает невообразимый восторг при виде красных сапожек, которые привез ей муж в рассказе «Сапожки», а затем с иронией воспринимает её негодование, когда она узнает их цену. Расхохотаться до слез зрителя заставил пришедший на пробы в кино Пронька (Руслан Бальбуциев) из рассказа «Ваня, ты как здесь?». Не оставила равнодушным публику и хохотушка Нина (Василина Кириллова), управляющая повозкой в этюде «Кукушкины слезки».
Декорации в постановке в основном состояли из главных атрибутов интерьера деревенского дома — стол, кровать, окно со створками. Нельзя не отметить богатое разнообразие реквизита: у героев была настоящая еда, напитки, табак, что являлось неотъемлемой частью художественного замысла. Значимую роль сыграло и музыкальное сопровождение. Все выступление сопровождали народные песни, которые артисты исполняли как сольно, так и хором. Все эти известные композиции, давно полюбившиеся русскому народу, еще больше окунули в атмосферу быта шукшинских «чудиков».
После просмотра зарисовок жизни Шукшинских персонажей невольно возникает вопрос: отчего сегодня нам так не хватает этих чудаковатых в своей искренности героев? «У Шукшина каждый герой индивидуален и ярок. Студентам было интересно попробовать себя в характерах, которые в современной драматургии не встретишь. Как не встретишь и тот слой людей, что живут в произведениях Шукшина», — отмечает режиссер.
Сценичные, выразительные рассказы Шукшина дали возможность раскрыться молодым артистам и попробовать себя в роли персонажей совершенно другой эпохи. Они сами выбрали для исполнения рассказы Василия Макаровича, желая отправить зрителям посыл быть более открытыми, не укутываться в пелену социальных сетей и других ресурсов, за которые так часто прячется современный человек, все больше избегая личных встреч и живого общения.
Руководители театра уверены, что молодое поколение как никто другой лучше способно донести эту мысль до публики. И действительно, восторгу зрителей не было предела, а сам спектакль отлично лег в общую канву постановок театра.