ПОСТАНОВКА СЕМЕНА СПИВАКА ПО ОДНОИМЕННОЙ ПЬЕСЕ СОМЕРСЕТА МОЭМА. МОЛОДЕЖНЫЙ ТЕАТР НА ФОНТАНКЕ. ПРЕМЬЕРА
Источник – журнал «Клуб 33,6 млн», №19 2017
Текст – Елена ДОБРЯКОВА
Этот спектакль можно записать в разряд событий, которые убеждают в том, что театр по-прежнему несет в себе созидающую миссию — гармони-зировать наше восприятие жизни. В данном случае семейной, народный артист России Семен Спивак, худрук Молодежного театра и постановщик спектакля «Верная жена», по-прежнему остается верен направлению, которое он когда то определил для своего театра: какими бы трагическими ни были сюжеты, истории, коллизии, свет в конце тоннеля обязан появиться. Театр не должен убивать, пригвождать, вести в никуда.
Итак, «Верная жена». Мелодрама по сути. Комедийная местами, иногда даже детективная. И довольно схематичная. Муж, Джон Мидлтон (Юрий Сташин), молодой успешный врач, изменяет своей жене Констанс (Анна Геллер), с которой брак длится уже 15 лет. Констанс всем хороша — и внешностью, и умом, и не вздорным характером. Ну а любовница Мари-Луиза (Юлия Шубарева) — чем же берет она? Смазлива, глуповата, истерич-на. Поневоле задумаешься, примеришь на себя, на знакомые семьи. Видимо, мужчинам периодически требуется вливание противополож-ной группы крови.
Драматургически всё выдержано безупречно, в лучших традициях английской пьесы — противоборствующие силы, антагонисты, протагонисты. В окружение главных героев попадают сестра Констанс — Марта (Наталья Третьякова), мама — миссис Калвер (Татьяна Григорьева), друг семьи Барбара (Людмила Бояринова). И все всё видят, сочувствуют, намекают, говорят открытым текстом героине: твой муж изменяет тебе, делай же что-нибудь! Но ведь Констанс и Мари-Луиза — лучшие подруги. Как же можно предположить такую подлость и коварство от близкой души? Может, Констанс не настолько умна и прозорлива? Или это безупречное благородство?
При этом появляется еще один персонаж — Бернард Керсал (Андрей Кузнецов). Давний поклонник Констанс, он вернулся из дальних странствий, и он по-прежнему холост, и так же пылко влюблен. Констанс принимает ухаживания, но так целомудренно…
По мере разворачивания коллизии я как зритель то и дело ловила себя на мысли: ох, нам бы ваши заботы. Благополучные буржуа не знают, как себя развлечь. Ситуации казались игрушечными, любовь не простиралась дальше дома, где ломалась эта трагикомедия. Однако такой вывод можно сделать только на первый взгляд. Законы построения семьи и устройство взаимоотношений между мужчиной и женщиной универсальны, они не имеют ограничений в пространстве, времени, месте. Можно поменять века — XX-й на XXI-й (действие «Верной жены» происходит в начале прошлого века после Первой мировой войны), можно переместить героев в Англию, можно в Россию — однако тема угасания любви и возможности ее возрождения — такая же вечная, как и существование Адама и Евы. И зрителю предоставляется шанс подсмотреть один из способов осмыслить и перевернуть ситуацию, в которой героиня выходит победительницей.
Констанс все, конечно, знала, но хотела уберечь мужа от позора. Она разыграла сцену, когда в смешную и нелепую ситуацию попал муж Мари-Луизы, заподозривший ее в измене. Ну и вернула любовь мужа тем, что разыграла роман с безнадежно влюбленным Бернардом, сумела вызвать ревность и встряхнуть потрепанные временем чувства. Верная жена, умеющая вовремя и элегантно постоять за себя — пример для подражания. У английских буржуа прошлого века можно поучиться этому даже и нам, живущим в России в XXI веке.
Семён Спивак давно обращается к теме взаимоотношений мужчины и женщины, считая ее одной из основополагающих в жизни. Особенно интересно режиссеру исследовать путь решения внутрисемейной проблемы именно со стороны женщины — зрелой независимой личности, каковой демонстрирует себя Констанс. Ее женственность в сочетании с эмансипированностью — не только завоевание XX века. Это обретение внутренней свободы и достоинства женщина получает не как наследство, а как награду за лично ею выстраданную ситуацию, после глубокого осмысления своей линии поведения и творческого поиска выхода из тупика.
«Человечество делится на две “расы”: мужчину и женщину. И мы, в нашем театре, пытаемся разбираться в отношениях между ними, — говорит Семен Спивак. — В пьесе Моэма решается очень интересный вопрос, который не так часто затрагивается в искусстве, — остывание чувств. Чем отличается сотый поцелуй от первого? Куда пропадает первоначальный жар? Мы вряд ли сумеем дать ответ на эту загадку, лишь обозначим проблему, о которой часто думают, но редко говорят. Когда уходит первая страсть, многие, не понимая, что вслед за этим горячим чувством как раз и нужно начинать строить отношения, пускаются в очередной поиск. В этот момент и происходят разрывы, увлечения, измены. “Осень чувств” — колоссальное испытание».
Герои встретят старость вместе. Станут трогательными, милыми, мудрыми, заботящимися друг о друге стариками. В постановке Спивака эта веха в жизни героев обозначена лишь коротким пунктиром, но именно эти заключительные сцены и запоминаются. И трогают зрителя необыкновенно. Ибо, действительно, страсть, влечение полов исчезают, а люди должны остаться жить с чем-то еще. И зачем-то быть вместе, с общими воспоминаниями, с преодолениями и обретениями, с теплотой в душе, а не с мстительными чувствами. И, когда первым покинет этот мир Джон, верная жена будет ухаживать за его могилой и спокойно ждать встречи с мужем в какой-то другой, возможно, не худшей жизни.