СЕРБСКИЙ СУМРАК ПРОТИВ РИЖСКОГО «КОТА»

Источник – газета «Культура», 23 мая 2018 года Текст – Виктория ПЕШКОВА
О том, чем запомнился фестиваль «Островский в доме Островского», «Культуре» рассказала доктор искусствоведения, профессор ГИТИСа Нина Шалимова.
культура: Фестиваль возник в 1993-м, когда единое полотно театральной жизни уже было разодрано в клочья. Шалимова: Вместе с Союзом обрушилась и гастрольная система, театры в русской провинции и в бывших республиках оказались в изоляции. Малый театр взял на себя миссию восстановления разорвавшихся связей и сохранения основ русской актерской школы, которые и сформировались в драматургии Островского. Юрий Соломин принял решение проводить фестиваль независимо от того, будет ли его кто-то поддерживать. Смотр существует уже четверть века, неуклонно ведя свою линию, несмотря на возникновение новых театральных мод и веяний. культура: С этого года театрам-участникам вручается статуэтка — точная копия памятника Александру Николаевичу. И это, по сути, единственный трофей, который гости увозят из столицы. Шалимова: Фестиваль лишен каких бы то ни было подводных течений и интриг. Здесь не присуждают премий, не раздают призов и званий. Торжествует принцип материальной незаинтересованности. Самая большая ценность — когда актеры, обычно поначалу теряющиеся в пространстве Малого театра, обретают ясность и свободу игры, когда зрительный зал начинает дышать в едином ритме и возникает тот самый праздник, ради которого существует этот фестиваль. культура: Хозяева фестиваля открыли его пьесой «Сердце не камень» — очень непростой комедией. Шалимова: Для Василия Бочкарева, играющего центральную роль в этом спектакле, тема прозрения, обновления, покаяния души стала в последнее время основополагающей. Богатый купец, живший в свое удовольствие, в предчувствии смертного часа озаботился своей загробной участью, но путается в глаголах «искупить» (грехи) и «выкупить» (душу из ада). Что ему нужно делать, чтобы не сгинуть? Спектаклю всего полтора года, но я вижу, как за это время он наполняется новыми обертонами, свежими красками, как подтягиваются к канону образцового исполнения Островского молодые актеры. культура: Спектакль Югославского драматического театра «Доходное место» стал, пожалуй, самым неожиданным. Не кажется ли Вам эта трактовка слишком прямолинейной? Шалимова: Сербы играли сильно, атакующе, достаточно жестко. Я бы даже сказала, безотрадно. В «Доходном месте» Александр Николаевич, движимый драматургическим милосердием, удержал молодого героя от полного нравственного банкротства. А тут возникало ощущение, что театру такой финал кажется неправдоподобным и вот сейчас занавес закроется и Жадов продолжит свое падение. Спектакль получился сумрачным по интонации — похоже, что для сербов пережитый за последние четверть века опыт никаких других трактовок не предполагает. культура:Молодежный театр на Фонтанке предложил очень петербургский вариант Островского, что отразилось даже в названии спектакля. Шалимова: В зале было много людей, которые пришли на встречу именно с этим театром. Он давно вызывает интерес у московского зрителя и приезжает на фестиваль не впервые. «Любовные кружева» — своего рода русская версия европейской комедии в стиле Мариво. Вязь в изображении тончайших переливов любовных чувств получила наименование «техника мариводажа». Вот ее-то и применил Семен Спивак к «Женитьбе Белугина». культура: Это не единственная «переименованная» пьеса на фестивале. Шалимова: В постановке Московского губернского театра «Нашла коса на камень» замысловато переплетены «Бешеные деньги» и фрагменты «Бесприданницы» и «Талантов и поклонников». У Сергея Безрукова получился лихой спектакль — игровой и в то же время содержательный. В нем я открыла для себя двух артистов — бесконечно обаятельного Сергея Вершинина (Телятев) и Антона Хабарова (Глумов). Последний много работает на ТВ, но никакой «сериальности» в его умной, четкой и интересной игре я не заметила. Притягивает внимание своей искренностью и главная героиня Лидия Чебоксарова в исполнении Карины Андоленко. культура: В Рыбинске «Волки и овцы» идут пятый сезон, что для, прямо скажем, не очень большого города весьма серьезный срок. Шалимова: И это свидетельствует о художественной прочности спектакля. Актеры играют его с видимым удовольствием, и эта волна перекатывается через рампу в зрительный зал. Замечательна Мурзавецкая в исполнении Светланы Колотиловой. В спектакле вообще множество сочных актерских работ и вкусных жанровых моментов. культура: Свою трактовку этой знаменитой пьесы показал и Нижегородский театр имени Горького. Шалимова: Очень интересный коллектив с отлично сбалансированной труппой. Несколько лет назад он привозил на фестиваль «На всякого мудреца довольно простоты». Когда-то Павел Марков в статье «Принцесса Турандот и современный театр» высказал очень простую и мудрую мысль: ирония вне глубокого мироощущения напрасна и пуста. В этом спектакле царит как раз такая ирония, которая проверяет человека на прочность, а не ведет огонь на уничтожение. культура: Завершал, закольцовывал фестиваль спектакль Рижского русского театра «Не все коту масленица». Шалимова: Режиссеру из Петербурга Игорю Коняеву удалось совместить в нем невероятную душевную щедрость с трезвым пониманием реалий капиталистической жизни, в которой деньги решают если не все, то почти все. И собрать прекрасный ансамбль, в котором молодость — Алексей Коргин, тонко и трепетно играющий Ипполита, — оттеняет мощь артистов старшего поколения — Игоря Чернявского (Ахов), Людмилы Голубевой (Маланья) и Светланы Шиляевой (Феона). Они словно связывают времена: те, когда Рижский театр русской драмы возглавлял замечательный режиссер Аркадий Кац, и нынешние, когда труппа существует в ситуации поиска художественного руководителя.
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо