Источник - Информационное агентство "Невские новости"
Текст - Диана КОЛОБАЕВА
Молодежный театр на Фонтанке представил своим зрителям новый спектакль по классической пьесе американского драматурга Торнтона Уайлдера «Наш городок», за которую писатель был удостоен Пулитцеровской премии. Над постановкой работали художественный руководитель театра Семен Спивак и режиссер Сергей Морозов. НЕВСКИМ НОВОСТЯМ удалось поймать Семена Спивака в перерыве между репетицией и генеральным прогоном пьесы и задать ему несколько вопросов о премьере.
– Есть ли какие-то параллели между Вашей постановкой и постановкой этой пьесы Эрвином Аксером в Петербурге в 1979 году?
– Ничего общего. Товстоногов очень много говорил про постановку Аксера, считая ее не вполне получившейся, потому что там не было нужной атмосферы. Та постановка и наша абсолютно не похожи. Просто пьеса одна. Я думаю, что спектакли серьезных режиссеров никогда не перекликаются. Это как взять и украсть у Моцарта начало какой-нибудь симфонии.
– Что было самым сложным для Вас в этой постановке?
– Когда режиссер ставит пьесу, он должен понять, осмыслить и полностью почувствовать ее. Иначе невозможно, ведь режиссер видит не умом, а душой. А в этой постановке самое сложное – это осмыслить слово «смерть».
– А как у Вас происходит этот процесс осмысления?
– Я думаю, у нас всех он происходит подсознательно. Получается не сразу, но вдруг начинаешь что-то понимать, потом что-то чувствовать, затем реализовывать. Единственное, что могу сказать – это было очень больно. Потому что, работая над пьесой «Наш городок», приходится взглянуть смерти в лицо. Здесь от этой темы не увернуться. Я знаю, что есть очень много людей, которые выключают радио или телевизор, когда говорят на эту тему, а тут ты вынужден столкнуться со смертью на расстоянии вытянутой руки.
– Отвечает ли спектакль на вопросы о жизни и смерти или только задает их?
– Дело в том, что настоящий театр лишь ставит вопросы, а отвечает на них только бог. И все эти вопросы вечные: «Нужно ли быть теплым? Нужно ли быть добрым? Нужно ли быть благородным? Нужно ли по утрам ощущать счастье от того, что ты проснулся? Нужно ли думать о том, что дети – это счастье? Нужно ли все время осознавать, что тебе дан подарок – ты живешь?». В этой пьесе разговор идет именно о таких простых вещах. Она написана о том, что жизнь – вечная, любовь – вечная, и в каком-то смысле она о том, что смерти нет. Просто тело уходит, а любовь остается. Пьеса уникальна. Была еще очень сложная задача – не напугать темой смерти зрительный зал, не «бить в лоб», а намекнуть, чтобы зритель подумал и прочувствовал.
– А почему Вы боитесь напугать?
– Задача театра – не пугать. Пугать – это задача бандитов и убийц. Театр должен любить зрителя, беречь его и оставлять в живых. Есть театры, которые этого не понимают и «убивают» зрителя. В театре ведь тоже есть свои «пушки», «пулеметы». Так бывает, что человек встает после спектакля и идет домой, но душа у него уже мертва. Наш театр всегда за то, чтобы зритель понял: все в этом мире может быть прекрасно.
– Когда выбирали пьесу, Вы намеренно искали тему любви вопреки смерти?
– Нет, нам просто понравилась пьеса, мы никогда заранее не думаем о темах. Мы читаем пьесу, и если что-то в сердце начинает дрожать – значит, надо ставить. Это как любовь – женщина видит мужчину, или мужчина – женщину, и если в сердце что-то дрогнет, значит, это твой человек. Так и пьесы – они тоже живые.
– С каким настроем нужно приходить в театр?
– Человек должен сам покупать билеты в театр. В театр нельзя ходить культпоходно или большой компанией, потому что театр – это очень интимная вещь. Можно сравнить с интимными отношениями между мужчиной и женщиной. Культпоход в театр – это подобие группового секса. Я в это не верю.
– Вы имеете в виду большие компании?
– Да, они обычно и не смотрят, им интересно посидеть друг с другом. В театр должны приходить люди, которые думают о жизни, о себе, о том, что все преходяще. Театр – это искусство, которое общается со зрителем без посредников. Это не телевизор, передающий картинку через провода.
– Вы упомянули о том, что театр только задает вопросы. А как же человек должен смотреть на происходящее на сцене? Ведь нам часто рассказывают, что театр обязан научить чему-то.
– Как профессионал, я считаю, что театр не должен учить. Если удается – он вытаскивает вас из жизненных проблем, вы забываетесь, ваша голова и душа очищаются. Театр – это как храм. В храме ничему не учат, там возвышают душу.
– Есть ли у вас рецепт, как в обыденных вещах отыскать что-то прекрасное?
– Жизнь вообще складывается тогда, когда ты крепко стоишь на земле, но смотришь при этом в небо. Это единственный разумный путь в жизни. Мы живем в материалистические времена, когда все уверенно стоят на ногах, но не отрывают взгляда от земли. Нужно чаще смотреть в небо…