СЕМЁН СПИВАК ПОКАЗАЛ ЗРИТЕЛЯМ СОВРЕМЕННУЮ ВАССУ

 Источник – «Культура Петербурга»

Текст – Елена Харламова

19 мая в Молодежном театре на Фонтанке состоялась премьера спектакля Семёна Спивака «Васса (Мать)». Работа поставлена по первой версии пьесы Максима Горького, выпущенной в 1910 году.

Люди, читавшие «Вассу», созданную писателем в 1935 году, могут не сравнивать сюжет. Первая редакция очень сильно отличается от последующей.

Начнем с того, что здесь у Железновой не две дочери, как в более известной версии, а дочь и два сына. Причем оба парня непутевые раздолбаи, не способные даже посочувствовать умирающему отцу. Все дети продолжают скандалить, играть в карты и вызывать духов у дверей комнаты Захара Железнова, когда тот доживает последние мгновения.

Неслучайно, режиссер воспринимает эту работу не иначе как спектакль о конфликте отцов и детей. По словам Семёна Яковлевича, это произведение о том, что дети отходят от своих родителей, сохраняя к старшим лишь меркантильный интерес.

- Происходит страшнейшая деградация в отношениях в семье, - утверждает Спивак.

Непривычно выписан в спектакле и образ самой Вассы. Здесь мать не выглядит столь практично-бессердечной, как судовладелица в изображении Инны Чуриковой из знакомого с детства фильма «Васса», сценарий которого основан на пьесе 1935-го года.

В спиваковской версии главная героиня - не железная леди, готовая смести все на своем пути ради сохранения семейного бизнеса, а просто волевая женщина, оказавшаяся в непростых жизненных обстоятельствах. И хотя решения, принимаемые Вассой, подчас имеют криминальный оттенок, зритель скорее сочувствует Матери, чем обвиняет ее.

Главным достижением спектакля можно назвать то, что после него начинаешь смотреть на Железнову другими глазами. Ведь режиссеру удалось поменять мотивацию ее поступков. Здесь Васса не отдает детям, казалось бы, положенную им часть наследства, не только для того, чтобы сохранить бизнес, а скорее, чтобы таким образом удержать близких возле себя.

Заслуженная артистка России Екатерина Унтилова, исполнившая главную роль, вообще охарактеризовала эту работу, «как спектакль о матери».

Спектакль длинный. Он продолжается 3 часа 20 минут. Однако за это время на зрителей обрушивается такой ураган страстей и событий, что время перестает существовать.

Да и когда успевать за ним следить, при таком темпе происходящего? Вот невестка Вассы – Людмилка, ведущая разгульную жизнь, а ее супруг – убогий сын миллионерши Павел - страдает от неразделенной любви к своей красотке и за мимолетное внимание готов все ей простить; вот жена Семена Наташа, которая неравнодушна к некрасивому родственнику и не прочь закрутить с ним роман, а ее муж, хоть и находится у благоверной под каблуком, из города возвращается со следами помады...

При этом все родственники, любящие и ненавидящие друг друга, мечтают только об одном – поскорее получить наследство и сбежать из отчего дома, где все несчастны.

Спектакль сопровождают пронзительные музыкальные произведения. Фрагменты из произведений Каравайчука, Баха, Грига, песни Вертинского и джазовые партии в исполнении саксофона. Коктейль из этих мелодий способствует созданию той самой спиваковской атмосферы, которую невозможно описать словами, но именно ради которой зрители и ходят в Молодежку.

– Мне кажется, что получился очень глубокий, и в тоже время современный спектакль, – оценивает свою новую работу режиссер.

Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо