РЫНОК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СТРАСТЕЙ

Источник - "Невское время" от 23.01.2015 Текст - Екатерина Омецинская В Молодёжном театре на Фонтанке опять премьера – пьесу Артура Миллера «Цена» поставил режиссёр Олег Куликов. Биографы Миллера и Мэрилин Монро, на которой американский драматург был женат с 1956 по 1961 год, часто утверждают, что период супружества со звездой был наименее плодотворным творческим периодом в жизни писателя. Верить в это не хочется, но приходится, сверяя датировки написания миллеровских пьес: с 1955 по 1964 год не было написано ни одной. Вот ведь вечная загадка: какие жёны нужны мужчинам, чтобы их тянуло на творческие, финансовые и ратные победы, кто их знает?..
Хотя по образу Эстер Франц из пьесы «Цена» можно угадать, какая жена была идеалом Артура Миллера, – НЕ ропщущая, НЕ известная, НЕ выдающаяся и способная целиком подчинить свою жизнь жизни мужа. Конечно, за такую жертву тоже приходится платить определённую цену (о том и вся пьеса – о расплате за любой наш поступок, неважно, добрый или непорядочный). И многострадальная Эстер (её роль в спектакле играет Дарья Юргенс), претерпевшая немало лишений в союзе со своим мужем, потихоньку начинает спиваться. Своей жизнью пожертвовал и сам Виктор: он вместо старшего брата взял на себя финансовую заботу о старике отце, чей бизнес потерпел крах в годы Великой депрессии. Оставив учёбу, талантливый Франц-младший (Юрий Сташин) пошёл в полицейские, потому что только эта профессия могла прокормить его близких. А теперь, спустя годы, когда и отца-то нет в живых, когда можно распродать хоть за какие-то деньги родительскую мебель, вдруг выясняется, что деньги у отца были, да и старший брат мог помочь, но не захотел… Что это? Жизнь, прожитая зря? Постановка неравноценна по напряжённости: первый акт тянется бесконечно, герои в нём статичны, и даже явление в доме «козырной карты» действия, оценщика, не предвещает смены темпа. Нескончаемые диалоги Виктора и Эстер вытягивает исключительно Юргенс с её удивительной пластикой и умением притянуть к себе взоры. Да и пришедший в дом Францев оценщик Грегори Соломон (эту роль исполняет Валерий Кухарешин), древний старик, который при богатой фантазии постановщика может быть кем угодно – пророком, искусителем, насмешником, судьёй… Ведь у него на глазах разворачивается обыденная для человечества трагедия – непонимание между родными людьми! Но чуда не происходит, и роль Соломона остаётся загадкой для части зрителей. А тем временем братья Франц бурно выясняют отношения (тут Сташин на высоте – накала страстей ему не занимать: он то страшен и силён, то жалок и беззащитен), начиная со слов, переходят на рукоприкладство. Сцена драки во втором акте, пожалуй, самая лучшая находка режиссёра: Сташин и Пётр Журавлёв, играющий преуспевающего хирурга Уолтера, движутся, словно в рапиде, – медленно и аккуратно роняют стулья, обстоятельно и красиво замахиваются друг на друга, не бегут, нет, «перетекают» по дому. Более сильного решения драки между братьями по крови, кажется, и найти нельзя – замедленный темп словно заставляет рассмотреть их как под микроскопом, осознать, как ужасны проявления жестокости, конкуренции, нелюбви между теми, кто должен помогать друг другу и своим родителям. Финал драки: героев засыпает их же детскими игрушками, выпавшими из распахнутого шкафа… Второе действие захватывает, вынуждает анализировать, думать, более того – вызывает ассоциации, из которых следует единственно верный посыл: в выигрыше остаётся не тот, у кого удачнее складывается жизнь, не тот, кто смог больше заработать. В выигрыше на рынке жизни будет лишь тот, кто жил в соответствии с велениями своей души, тот, кто не покупал и не предавал. Оттого и оживает, расцветает Эстер от простой ласки мужа, касающегося её лица. Оттого они в финале уходят в кино победителями, главный выигрыш которых – они сами. Цена окупилась, одиночество им не грозит.
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо