РОМАНТИКА ДЕ МЮССЕ И САРКАЗМ ВУДИ АЛЛЕНА
Текст: Светлана Рухля
Молодёжный театр на Фонтанке открыл 1 августа 47-й сезон.
Ушедший, 46-й сезон был ярким, плодотворным, вместившим в себя несколько юбилеев – театра, его художественного руководителя Семёна Яковлевича Спивака и актерско-режиссерской мастерской профессора Спивака в РГИСИ, а также премьеру грустной клоунады «Стулья» по пьесе абсурдиста Эжена Ионеско в постановке выпускницы мастерской Линли Цзян. Знаковым событием стало и попадание спектакля Семена Спивака «Кабала святош» по пьесе М. Булгакова в сотню лучших спектаклей России. Также уже после закрытия ушедшего сезона пришло известие, что ведущей актрисе театра Эмилии Спивак присвоено звание заслуженной артистки РФ. Что же готовит сезон, начало которому было положено 1 августа? Если коротко, то – традиционно для Молодежного театра – огромное количество событий.
Первое – постановка пьесы французского романтика Альфреда де Мюссе «Любовью не шутят», давняя мечта актера и режиссера Михаила Черняка. Что ж, 18 и 19 сентября она, наконец, реализуется. Работая над спектаклем, Черняк вспомнил свой режиссерский дебют на сцене Молодежки – водевиль «Своя семья, или Замужняя невеста» по популярной пьесе А. Грибоедова, А. Шаховского и Н. Хмельницкого, в котором каждому персонажу Михаил Геннадьевич «вручил» собственную песню. Удачная находка будет продублирована в новой постановке. В соавторстве с петербургским композитором Ириной Долговой и коллегой по театру, взявшим на себя сочинение текстов, актером Александром Коневым, авторы спектакля «чуть-чуть» дописали Мюссе. Что, впрочем, не возбраняется, ибо музыке свойственно делать образы более выпуклыми, затрагивая особенные, сокровенные струны в зрительской душе. В разговоре о зрителях, состоявшемся в рамках посвященной открытию сезона пресс-конференции, Черняк вспомнил своего учителя легендарного театроведа Льва Иосифовича Гительмана и его рассказы о «дополнительном акте», разыгрывающемся в сознании человека уже покинувшего пределы зрительного зала. Это когда иные миры и времена театрального действа вливаются в мир реальный, неминуемо возникает раздумье, разочарование или послевкусие… Обозначил режиссер и некоторую проблему: Де Мюссе назвал свое детище комедией, но комедия ли это? И тут, как нельзя лучше, подходит урок от Семена Яковлевича Спивака о том, что жанр комедии лучше приправить какой-то специей – грустью, задумчивостью, рефлексией… Какую специю добавил Черняк мы узнаем уже скоро.
Выбор самого режиссера Спивака – пьеса «Бруклинская сказка» культового режиссера и сценариста Вуди Аллена, обладателя неповторимого, с изрядной долей абсурда юмора. Молодежный театр станет первым в Петербурге театром, представившим сценическую версию невероятной истории духовного перерождения главы мафиозного клана и его семейства. Вместе с Семеном Яковлевичем над спектаклем о чуде, которое может случиться с каждым человеком, работает режиссер Полина Неведомская. В этих сюжетных метаморфозах есть и нечто близкое для Семена Яковлевича Спивака и Молодежного театра на Фонтанке – режиссера и коллектива, ориентированного на каждого человека, вне зависимости от его личного бэкграунда, апеллирующего к чувству и изначальной, природной человеческой сущности. Вслед за итальянским театральным режиссером Джорджо Стреллером, Спивак определяет форму, в которой работает, «театр для людей». Мне же, невольно вспомнилась строчка из старого стихотворения советской и израильской поэтессы Аси Векслер: «чей ты пальчик не порань, больно одинаково». Думаю, в том числе, и об этом будет «Бруклинская сказка».
Иного рода открытия ждут публику в спектакле молодого режиссера Анастасии Нечаевой по пьесе Николая Гоголя «Игроки», которая состоится в апреле. Нечаева – однокурсница Линли Цзян, и «Игроки» тоже станут ее дипломной работой на сцене Молодежного театра.
Но как известно, театр жив не только премьерами. В августе спектакль «Обыкновенные чудики» (В. Шукшин) примет участие в VII Международном фестивале камерных театров «Островский-Фест» в Кинешме. В сентябре постановка «Пять вечеров» (А. Володин) будет сыграна в Сыктывкаре, на сцене Государственного академического театра драмы имени Виктора Савина в рамках VI Северного театрального фестиваля, темой которого заявлены «Советский театр. Реконструкция». В октябре в путешествие отправится спектакль «Васса. Мать». Сценическая версия Молодежного театра будет представлена на сцене Нижегородского государственного академического театра драмы имени Максима Горького в программе XII Российского театрального фестиваля, носящего имя писателя. В этом году театральный смотр отдает дань литературным первоисточникам и имеет подзаголовок: «Театр и литература: полифония времен».
23 сентября исполняется 85 лет со дня рождения создателя Молодежного театра – Владимира Афанасьевича Малыщицкого. В здании большой сцены будет открыта выставка, посвященная режиссеру, а в Доме актера на Невском состоится вечер памяти. Также готовится к изданию сборник статей и воспоминаний о Малыщицком.
Ставший традиционным конкурс молодых фотографов «Театр в объективе» пройдёт в апреле-мае уже в шестой раз: теперь в коллаборации с Театром имени В. Комиссаржевской. Продолжится жизнь совместных проектов театра с Театральной библиотекой (в мае запланировано проведение фестиваля «Пространство Булгакова»), Центральной городской публичной библиотекой имени В. Маяковского, Модным Домом Виктории Тишиной, петербургскими вузами.