Источник – Афиша, 31 января 2018 года
Текст – Ольга НЕСТЕРОВА
О том, что Семен Яковлевич Спивак – добрый волшебник в мире искусства, я знаю давно. Еще с 90х, когда он появился в Московском драматическом театре им. Станиславского и возглавил его. И расцвел театр, давно потерявший своего зрителя, и загудела Москва.
И валом повалила туда публика, чтобы убедиться - восторги тех, кому уже довелось присутствовать на премьере, обоснованы. Меня же сразу поразило несколько качеств режиссера - он негромко, без всякого пафоса умеет разговаривать со зрителем в наше кричащее время, он держит зал на грани, проходящей между смехом и слезами и, наконец, он ювелирно владеет умением вплетать музыку в канву драматического действия. Причем именно ту музыку, которую зритель ждет и именно в тех моментах, когда она необходима, когда без нее просто невозможно дышать.
С момента той, моей первой влюбленности в режиссуру Спивака прошло много лет, но всегда встреча с его творчеством - как глоток свежего воздуха, как неожиданно услышанная мудрая притча, как встреча с дорогим другом. Всегда наполняет светом. И вот настало время еще одной премьеры - студенты четвертой волны "спиваков" представили на сцене Молодежного театра спектакль по рассказам В.М.Шукшина "Обыкновенные чудики". И сложился невероятный пазл - бережная тонкая режиссура Спивака, непподдельная в простоте и естественной красоте проза Шукшина и светлые, молодые, талантливые сердца, которые, казалось, даже бились в унисон. Настолько искренне, слаженно, по-доброму, с огромной любовью к своему ремеслу играли юные актеры. Необыкновенные чудики! И вновь смех граничил со слезой, и музыка сопутствовала всему действию, как самый главный филигранно выписанный персонаж.
Поющий коллектив, пропитанный красками народных напевов спектакль, почти невероятная для драматических актеров слаженность голосов. Когда идет действие того или иного рассказа, все артисты сидят в глубине сцены, у задника, на котором возникают проекции картин - деревни, родной нашей природы... И не просто сидят. Звучат. За длинным бесконечным столом, какие обычно бывают в деревнях на свадьбах. И хор их чутко реагирует на происходящее действие. Так в одном из рассказов герой опрокидывает в себя несколько рюмочек водки. Хор поет тихо, словно вдалеке. И в момент, когда артист пьет рюмку, пение вступает в полную мощь, буквально на пару секунд. И тут же пение снова вдалеке. Таких милых, очень точных и интересных находок в спектакле - множество. Их все не перечислить. При этом надо присутствовать.
Не могу умолчать о рассказе "Степка", простой истории, ошеломившей своим драматическим накалом. Дмитрий Бауман играет в этой новелле деревенского парня, сбежавшего из тюрьмы незадолго до освобождения из-за тоски по родным местам. Роль его немой сестры исполняет Мария Вершинина. В сцене, когда Степку вновь берут под стражу, сестра цепляется за брата так, как не всякая невеста сможет. И в ее бессвязном мычании, бессильной попытке удержать родного человека столько боли, столько искренности, что невозможно смотреть эту сцену без слез.
Василий Макарович Шукшин всегда трепетно относился к подбору актеров для воплощения своих произведений. Но вне всяких сомнений по сердцу пришлись бы ему эти замечательные ребята. Славная смена подросла! С такой будущее российского театра расцветет и окрепнет. И не смогут закостенеть и очерстветь души тех, кому посчастливится прикоснуться к этому чуду.