РЕПЕРТУАРНЫЙ ТЕАТР — ЭТО ИГРА С БОЛЬШИМ ШАНСОМ НА ПОБЕДУ

Источник — Interfax Россия от 11 февраля 2019 года Художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного Молодежного театра на Фонтанке Семен Спивак отпразднует в следующем году свой 70-летний юбилей, а его мастерской осенью этого года исполнится 25 лет. В интервью "Интерфаксу" народный артист России рассказал, каково руководить большим творческим коллективом, поделился мыслями о преимуществах репертуарного театра и открыл секрет продления молодости.
- Семен Яковлевич, вы только что были удостоены премии правительства РФ в области культуры за проект по сохранению и популяризации традиций русского психологического театра. Расскажите, что такое психологический театр в вашем толковании?
- У всех людей есть некие психологические установки, состояния, устремления.... Ими и занимается психологический театр. В современном искусстве определено, что есть классический театр и авангардный. Но в истории, математике, химии, биологии существует три стадии развития. Например, бабочка, чтобы родиться, должна быть сначала личинкой, затем куколкой, а потом уже бабочкой. В жизни человека происходит рождение, жизнь и смерть. А по отношению к театру правильнее было бы сказать, что есть классический театр, психологический и авангардный. Психологический - и есть современный театр с элементами классики и авангарда, он посередине. Вообще середина и в жизни человека, и в творчестве имеет огромное значение. Существует даже понятие "золотая середина". Она гармонизирует все.
- Чулпан Хаматова часто в интервью говорит, что репертуарный театр ей не нравится как система, что невозможно играть один и тот же спектакль много раз. А как Вы относитесь к этой проблеме?
- Репертуарный театр появился всего 120 лет назад, понятие ввел Константин Сергеевич Станиславский. До этого актеры работали то в Вологде, то в Твери, была постоянная миграция. Про футбольную или хоккейную команду можно тоже сказать, что это огромная проблема. У нас был чемпионат по хоккею, в Ледовом дворце, приехали все наши звезды, но они тренировались два дня и проиграли всем, потому что мало были вместе. Репертуарный театр закрепил артиста на одном месте, в одном коллективе, вокруг одной сцены, одного пространства. Мне кажется, это великое достижение, потому что может выигрывать только команда. "Игра в команде" дает большой шанс на победу.
- Если эта же команда будет играть разные спектакли, не по 10 или 20 лет, а небольшое количество раз, и потом ставить новый?
- Это все равно, что взять ребенка, и сказать: "пусть поживет годик и хватит". Спектакли - живые существа, и они живут до тех пор, пока они нужны. Если все время спектакль чистить, возобновлять и делать коррекцию, то я не вижу проблемы.
- А актерам не тяжело?
- Артист, взрослея, должен меняться, и эту новизну вносить в роль. Толстой писал, что у человека есть "энергия заблуждения": человеку кажется, что было бы лучше решить вопрос одним способом, а когда он пробует, оказывается, что лучше сделать иначе. Эти перемены во взглядах происходят со временем. Я не видел ни одного антрепризного спектакля, который был бы лучше качественного спектакля репертуарного театра. Я считаю, что репертуарный театр - великое завоевание. Это семья. Ею надо заниматься. Как сохранить интерес в семье? Надо расти, тогда ты будешь постоянно обновляться. Иначе тупик.
- Вы возглавляете такой большой творческий коллектив. Это сложно?
- Сложно. Коллектив надо собрать, создать единый стиль, общую идеологию. Я надеюсь, что у нашего театра это получается. Мы стараемся много говорить о любви.
- При этом вы периодически набираете курсы в театральном институте - осенью Вашей мастерской исполнится 25 лет...
- Я набираю студентов не каждый год, зависит от количества работы. У меня было всего 4 курса. Это ведь большая ответственность. Ты берешь совершенно ничего не умеющего человека, у которого есть некие задатки, но нет аппарата, навыка. За время учебы студенты меняются, растут, многие потом остаются в труппе. Всегда лучше, чтобы в театр приходили твои дети, чем дети, которых воспитывали другие мастера. Во всех великих футбольных командах, например в мадридском "Реале", есть детские школы, которые постепенно продвигают успешных мальчишек вперед. Можно сказать, я работаю в стиле "Реал-Мадрид".
- Почему-то в России эта схема с футболом не работает...
- Значит, все-таки недостаточно усилий вкладывается. Знаете, есть такой анекдот, в котором старый еврей умирает, и все вокруг умоляют его перед смертью поделиться рецептом вкусного чая. А он отвечает: "Просто положите побольше заварки!". Вот и здесь так. Я не верю, что в России нет мальчишек, которые хорошо умеют работать ногами. В Испании дети во дворе гоняют мяч весь год. Дело в непрерывности игры.
- Как вы набираете ребят на свой курс?
- Поступает очень много людей, но не у всех есть данные. Есть такое понятие, как отборочная консультация, где говорят: "Мы бы вам не советовали, мы вас не допускаем до первого тура". Срезается примерно половина людей сразу. Есть еще три тура, чтобы увидеть человека. На первом туре ребята читают басню, прозу и стихи. Мы не смотрим за тем, как они читают. Мы наблюдаем за тем, в чем невозможно обмануть, - как они понимают то, что исполняют. Стихи и проза - просто повод, чтобы абитуриенты встретились с нами. Они не обязаны хорошо читать, этому их потом научат.
Затем есть второй тур, тоже несколько условный. Это песня и танец. Здесь мы смотрим, какое у человека тело. Бывает тело очень глупое, а бывает умное, даже если человек плохо станцевал. Когда он поет, у него может не быть голоса. Есть много замечательных артистов, у которых голоса нет. Важно, как он понимает тему песни. На третьем туре ребята показывают драматические отрывки. Мы следим за тем, как они чувствуют людей, которых играют. Если хотя бы немножко получается, то хорошо.
После трех туров их еще ждет коллоквиум. Не для того чтобы проверить знания ребят, а чтобы оценить их ум. Почему-то есть поверье, что артист может быть глупым человеком. На самом деле, все великие артисты были очень умными, но простодушными. Очень важно, чтобы в артисте оставался ребенок. И насколько он сохранил в себе этого ребенка, настолько он артист.
- А молодежь меняется, по Вашим наблюдениям?
- Вы знаете, есть такое мнение, что молодежь пошла не та. Но у меня сейчас на курсе просто замечательные ребята! Хотя, конечно, они тоже не могут избежать "торчания" в телефоне. Раньше мы добывали знания с огромным трудом, а они моментально получают информацию. В этом огромный минус, хотя об этом стыдно говорить. У меня тоже есть телефон, но я его использую только для звонков. У нас есть спектакль "Обыкновенные чудики" по Шукшину, где играют мои 20-летние ребята. Они колоссальные молодые люди! Это все выдумка, что молодые хуже. В них очень много чистоты.
- В марте вы выпускаете новый спектакль с Эмилией Спивак в главной роли. Расскажите о нем.
- Это не очень известная пьеса великого французского драматурга Жана Ануя "Ромео и Жанетта", которая у нас будет называться "Нас обвенчает прилив", или просто "Прилив". В ней раскрывается мудрая и красивая история любви. Молодой человек решает, что для него лучше: спокойная размеренная жизнь и привязанность к нелюбимой женщине или все же любовь, но такая, которая приносит боль. Я думаю, мы все рано или поздно делаем такой выбор. К моей великой радости, герой пьесы выбирает любовь со всеми ранами и неприятностями - любовь, в которой есть и рай и ад.
- Как развиваются Ваши творческие отношения с дочерью? Как эволюционирует ваш творческий союз отца и дочери?
- Я не называю это так. У меня есть творческий союз с артистом. Я считаю ее просто артисткой театра, стараюсь абстрагироваться, хотя это трудно. Но в Москве есть театр, где дочь художественного руководителя играет все роли. У нас такого нет, и мы с дочерью этим гордимся. Эмилия много снимается, у нее масса других интересов. Но когда мне в руки попадает пьеса, где она может сыграть, почему бы ее как одну из артисток театра не пригласить на роль?
- Когда она выбирала путь артистки, вы были против или за?
- Мама была против, а я был за. У нее есть внешние данные, она благородный человек, добрая, беззащитная, женственная. Она может создавать на сцене то, что полюбит зритель.
- Вы часто рассказываете, что вам восстанавливать силы и так хорошо выглядеть помогает йога. А что еще?
- Постоянные репетиции. Я знаю, что если энергию не отдавать, она остается внутри, человек начинает чахнуть, возникают проблемы. А если происходит отдача, появляется новая энергия. Мне кажется, именно это и позволяет ощущать молодость. Бывают люди, которые абсолютно не щедры на общение. У них общительность часто наиграна, и на самом деле в отношениях с другими людьми у них ничего не происходит. Как в анекдоте: я чай пью - и ты чай пей, но мой сахар не тронь! Очень опасно ничего не отдавать. Поэтому так важно любить. Я думаю, что люди за много веков это, наконец, поняли. С другой стороны, люди боятся любви, потому что она приносит боль, ревность, переживания, сомнения. Но любовь также дает человеку жизнь, постоянную смену энергии. Сейчас жизнь обострилась, повсюду говорят о войне. Люди закрылись, по земле ходят словно неживые. А мы репетируем и тем спасаемся сами, и стараемся помочь окружающим.
- Вы много гастролируете по российским городам. Какие вам больше всего понравились? Где-то была особая атмосфера?
- Мне больше всего понравился Нижний Новгород, центр города - просто сказка! Но бывает, иногда приезжаешь в какой-нибудь город и испытываешь боль... Мы живем в Петербурге, это, конечно, не Москва, но у нас многое происходит. Когда хотели снести дом в конце Загородного проспекта, на его защиту поднялось огромное количество людей. А вот из Иванова, где мы показывали спектакль "В день свадьбы", я уехал с тяжелым сердцем. Многие заводы там закрыты. Иваново - уже не столица ткачества, не "город невест". Ткань привозится из Китая. Наверное, это правильно, но мне стало грустно. Стоят какие-то деловые центры, Москва захватывает город, люди без работы... Вот такие два города - совершенно разные.
В прошлом году я ставил спектакль "Идиот" в Белгороде. Там я обратил внимание на работу властей - город чистый, и поэтому люди все улыбчивые. Все зависит от руководителя, хотя нас в школе учили, что роль личности в истории ничтожна. Но мне кажется, что если человек любит людей, уважает их (а для меня это разные понятия), он старается для них. Если во главе стоит человек, который не любит людей, то закрываются фабрики. А есть города, где руководитель города очень хочет сделать центральную улицу лучше, чем в Париже. В руководстве театром те же условия. Мы, например, неплохо зарабатываем на спектаклях и доплачиваем актерам. Это немного, но все равно актеры чувствуют заботу.
- Как вы выбираете материал для постановок?
- Пьесу выбираешь как женщину. Мы же не на всех женщин обращаем внимание. Вот стоят десять замечательных дам, но смотришь ты только на одну и думаешь: "А вот эта мне ближе, мы поймем друг друга". Так и пьесы: читаешь и вдруг чувствуешь щелчок в груди. Этот щелчок всегда говорит о том, что пьеса тебе близка.
Выбор новой пьесы обычно происходит через месяц после выпуска предыдущего спектакля. Долго мечтать о пьесе плохо, ни у одного режиссера так быть не должно. За 20 лет мечтания режиссер уже все поставит в своей голове. Опять же, как и в любви: если долго не можешь подойти к женщине и прокручиваешь в голове вашу совместную жизнь, то реальных отношений уже и не захочешь. Встретитесь - и будет грустный результат. Поэтому у меня никогда нет мечты поставить что-то. Я ставлю один спектакль и начинаю думать о следующем. Что совпадает с моим сегодняшним мироощущением, то и выбираю. Такой старый дедовский способ.
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо