ПУЛКОВСКИЙ МЕРИДИАН. БЕСЕДА С С.Я.СПИВАКОМ

РАДИО РОССИИ. "Пулковский меридиан". Эфир от 23 сентября 2016 Ведущая - Татьяна Трубачёва. Стенограмма. Ведущая: Но он свою миссию, что касается пророка Моисея, выполнил. Семен Яковлевич: Естественно, но там есть нюансы – он не мог справиться с танцующими вокруг золотого тельца, вы знаете, да? Это очень грустная история. Но она очень поучительная: он всех их перерезал – людей, которые обожествляют деньги, а не Бога. Вот как видите – народ вывел, а проблему, очень важную, не решил. Хотя он был Пророком, и ходил к Богу за скрижалями, за заповедями. И, пока он ходил, все эти люди, которые обожают золото больше, чем Бога, были им уничтожены.
Ведущая: Не подумайте, что я провожу какие-то аналогии, но я просто знаю и думаю, что у каждого человека, и тем более художника, есть своя миссия. Вот у Гауди она была такая. Мистика – все, что с ним происходило. Вы видели вблизи его творения? Семен Яковлевич: Конечно. Ведущая: Это мог сделать только создатель, некий мистификатор и сумасшедший. Семен Яковлевич: Это мог увидеть человек, который очень вглядывается в природу. Потому что его собор похож на то, как ребенок в море руками строит замки. Я так думаю, он был просто очень природным человеком. И однажды увидел то ли своего ребенка, то ли другого, и к нему пришла эта грандиозная идея. Ведь это единственный храм в мире, построенный таким образом. Если говорить о Гауди, то в Барселоне еще домов 20-30 с его архитектурным участием. Хотя, скажу честно, мне не очень близка Барселона. Ведущая: А Гауди? Семен Яковлевич: Гауди, его творения, конечно, очень близки. Но вот все говорят: «Барселона, Барселона, Барселона», но мне ближе центр Испании, где живет мой учитель по йоге, который изменил мою жизнь. Вернее, увидел мое душевное направление и его поддержал. Это произошло 12 лет назад, и с тех пор я каждую ночь делаю упражнения. Каждую ночь, 30 минут, снег ли, дождь ли, ночью, где-то с часу до полвторого я делаю йогу. Ведущая: Семен Яковлевич, я не понимаю, как это в Вас сочетается. При этом Вы освящали здание театра, знаете всю историю Евангелия и библейской жизни. И, по-моему, Вы человек, верующий в Христа, и при этом иудей. Просто поразительно. Семен Яковлевич: Эти вопросы мы решим за одну минуту – Бог един. Бог – это вершина, и к ней можно пройти разными тропинками. Ведущая: Но все это нужно впустить в себя, и не сойти с ума. Семен Яковлевич: Я не сошел. У меня даже был разговор с Христом. В настоящий день я пошел немножко в другую сторону в творчестве. Стал защищать те вещи, о которых я говорил, когда Вы спросили, чем отличается наш театр от других. Ведущая: Девятого сентября Молодежный театр открыл новый, уже 38-й сезон, спектаклем «Наш городок» по пьесе Уайлдера в постановке Семена Спивака и Сергея Морозова. И хотелось бы поговорить о сегодняшнем дне Молодежного театра, он очень разнообразен, очень широк. Мы и начали, собственно, с этого – здесь живут, работают, творят, безобразничают ученики Семена Яковлевича. Он это позволяет, потому что он не тот человек, который строит театр под себя, для себя. Он и для себя, наверное, строит, но театр создается для учеников, и, в первую очередь, для нас, для зрителей. Семен Яковлевич: Я могу сказать пару слов об этом сезоне, хотя всегда стараюсь очень осторожно говорить о сезонах. Чем больше я обычно говорю о сезоне, тем больше он видоизменяется. Одно я могу сказать точно – над чем работает театр. Во-первых, мы выпустили в феврале замечательный спектакль, мне он очень нравится, в нем играют только мои ученики. Это старая пьеса Виктора Розова – «В день свадьбы». На этот спектакль не попасть вообще! В октябре он будет идти три раза. Такой спрос на него. Ведущая: Народ нуждается в таком театре – не фальшивом, настоящем. Семен Яковлевич: Так что премьера наша не отыграна еще по-настоящему. У нас одна артистка забеременела, родила, мы остановили эксплуатацию спектакля. Мы всегда, если кто-то беременеет, спектакли останавливаем. Поэтому девочки очень благодарны мне, ведь в другом театре артистки боятся забеременеть, потому что их выводят. Здесь же они знают, что их роль – это их роль, и спектакль идти не будет. Ведущая: Это Ваше особое отношение к женщинам и детям. Семен Яковлевич: У нас очень много детей в театре. Ведущая: Семен Яковлевич, я Вас просто обожаю! Семен Яковлевич: Продолжу – вообще, если говорить свободно и без страха, можно назвать проблему, которой мы занимаемся. Ни для кого не секрет, что человечество делится не на три расы: черную, белую и желтую, а на две – мужчину и женщину. И мы, в нашем театре, пытаемся выяснить отношения этих двух рас. Я сделал такое маленькое отступление, чтобы сказать, что мы где-то в конце ноября – начале декабря должны выпустить спектакль по хорошей пьесе Сомерсета Моэма, английского писателя, которая называется «Верная жена». У нас она будет называться, скорее всего, «Жена». В этой пьесе решается очень интересный вопрос – остывание чувств. Мне кажется, этот вопрос редко решался в искусстве. Чем отличается сотый поцелуй от первого? И через это человек должен пройти, и понять только для себя. Потому что вместо понимания, что страсть ушла и пришла любовь, в этот момент обычно происходят разрывы, увлечения, измены… Вот об этом пьеса. И нужно капать в глубину, а не в эмоции. Это единственное спасение. Ведущая: У нас был летом Миша Черняк, и был Сергей Барковский. Я их очень люблю, потрясающе они говорили о театре. Вот, кстати, сейчас продолжается же режиссерский спектакль Миши Черняка? «Жозефина и Наполеон». На самом деле, это совершенно другая пьеса Иржи Губача «Адъютантша его императорского величества, или Корсиканка». Они же уже очень давно у Вас. И я спрашивала их: «Почему Вы так верны этому театру?» И знаете, они так просто на это отвечали. Они говорят – потому что это лучший театр, который есть. Семен Яковлевич: Мы бы хотели так думать, потому что в нашем понимании, лучший театр – тот, который нужен людям. Если искусство нужно людям, я считаю, что это лучшее, что может быть. Если книжка, написанная писателем, нужна людям, значит, это самая интересная и востребованная книга. Ведущая: Я читала, конечно, что пишут критики. И критики, конечно, не всегда критикуют. Хотела спросить про книгу, которую Вы пишете с Ольгой Корочкиной. Семен Яковлевич: Одну мы уже написали. Оля уже написала книжку. А теперь пишем с ней вместе. Уже о другом. Ведущая: Так вот, что касается критиков, все они говорят и пишут, что стратегия Молодежного театра определяется как развитие авторского театра, эстетическим кредо, которое формулирует художественный руководитель (но было бы странно, если бы он этого не делал). Вы рассматриваете территорию искусства как территорию нравственности, а задачу театра видите в том, чтобы помочь зрителям найти ответы на вопросы бытия, подняться над тяготами реальности и вернуть человеку самого себя настоящего. Семен Яковлевич: Замечательно, а кто это сказал? Ведущая: Вот та же Ольга Скорочкина написала в одной из своих статей. Это, наверно мечта любого человека – вернуть себя настоящего. Семен Яковлевич: Сейчас такая скорость жизни, что душа вылетает из тела. Именно поэтому у многих людей проблемы моральные и нравственные, и у меня тоже, ведь я живу в том же обществе. Ведущая: Ваша первая книга, совместная, называлась «Нескучный сад Семена Спивака». Мне это очень нравится, потому что у меня есть передача, которая тоже называется «Нескучный сад». Вот сейчас будет вторая книга, и о чем она будет? И может ли режиссер сам написать пьесу? Семен Яковлевич: Я пьес-то не писал, книг тоже. Дело в том, что режиссер работает не словами, он работает образами, действиями, поэтому мне трудно писать. Есть режиссеры, которые пишут замечательные пьесы, мне вот трудно. Мне легче разговаривать с человеком, а он записывает. О чем будет книжка? О внутренней жизни руководителя и внутренней жизни театра. О том, что зритель не видит. Потому что он видит итог, который выливается на сцену в зрительный зал, а что за кулисами – он не знает. Ведущая: Вот вы сказали, что главное – трудолюбие? Семен Яковлевич: Это не я сказал, это Олег Борисов сказал. Ведущая: Но я так понимаю, Вы с ним согласны. Но вот в одном интервью Вы сказали, что ум ничего не стоит? Выходит, только трудолюбие? Или что все-таки решающее? Семен Яковлевич: Это не мое мнение. Так как я занимаюсь йогой, я, естественно, сдвинут немного в сторону восточной философии, а не западной. Запад – это посыл интеллектуального развития человека, а восток занимается познанием человека, его мировоззрением. Поэтому, конечно, они не придают уму такого значения, и в творчестве придают значение сознанию. Это философия приятия, смирения, настоящего, непридуманного. С тех пор, как я начал заниматься йогой, я доверяю больше интуиции и чувствам, тому, что мне диктует мой творческий ангел. Ведущая: В прошлом году в Молодежном театре появился проект «Артист. Другая мечта». Насколько я понимаю, здесь задействована новая третья сцена – она небольшая, 70 мест. И это такое зрительское фойе, где проводятся творческие встречи с артистами и раскрываются другие грани их таланта, и называются эти встречи «Артист. Другая мечта». А Ваша другая мечта сбылась? Семен Яковлевич: Я инженер-химик, вот и исполнилась моя другая мечта. Ведущая: То есть все, что происходит сегодня – это исполнение другой мечты. Вы знаете, не буду перечислять, но поверьте, уважаемые слушатели, награды и звания Семена Яковлевича и его театра, который принимал участие в самых различных фестивалях, неисчислимы. Семен Яковлевич: Но самая дорогая моя награда – это медаль имени Товстоногова. Ведущая: Это высшая театральная награда Санкт-Петербурга. Семен Яковлевич: Мой самый любимый режиссер висел у меня на груди, его знаменитый профиль, и это для меня самая большая радость. Я в жизни даже представить себе не мог, что меня наградят премией имени Товстоногова. Ведущая: Я же просто к чему: настоящий режиссер, да и вообще любой нормальный человек – поэт ли, художник, композитор – когда творит, он не думает о наградах. Есть, конечно, какие-то вещи, которые специально пишутся под фестивали, но все-таки это все само собой – или приходит, или нет. Я знаю судьбы более трагические и несчастные, и незаслуженно забытые, и нереализованные бесконечно талантливые люди, и на Вашем пути такие точно встречались, и знаете вы их. И то, что сейчас делают молодые ребята – Егвений Миронов, он помогает забытым артистам, Чулпан Хаматова – она детям помогает, а Ваш театр помогает зрителю. Вы знаете, очень нужен свет и воздух. Свет, чтобы видеть, и воздух, чтобы дышать. Я как простой человек вижу в этом Вашу миссию. А Вы в чем ее видите? Семен Яковлевич: В этом же, Вы в точку сказали. Ведущая: А вот мечта-то осталась какая-то? В чем Вы ее видите, народный артист России Семен Спивак? Семен Яковлевич: Я хочу, чтобы в театре мы были здоровы, чтобы в семье было здоровье, и чтобы приходили новые творческие идеи. Я уже еду по этой дороге. Вообще я воспринимаю постановку спектакля как путешествие и надеюсь, что будет еще много путешествий в другие театральные миры. У нас в планах и Булгаков, его замечательная пьеса о Мольере, «Кабала Святош» называется. Так что еще впереди эти путешествия, которые доставляют мне огромное удовольствие. Они могут быть более длинными, пьесы бывают разные, они могут быть более короткими. Вот чтобы я хотел – продолжать идти, развиваться. Очень прав мой учитель по йоге, что человек приходит на Землю для того, чтобы прибавить много к тому, что сделали родители, каким ты родился. Вот этот рост и есть измеритель нашей жизни, нашей задачи. Ведущая: Спасибо, Семен Яковлевич, действительно очень интересно с Вами разговаривать, очень глубоко получается, и это не моя точно заслуга. Вот Вы - такой. И в частной, личной жизни Вам тоже хочется счастья! Даже такому большому художнику, как Вы. Семен Яковлевич: Оно есть. Ведущая: Семен Яковлевич, мне очень нравятся плакаты Вашего театра. Они с таким юмором всегда выполнены. Фотографии необычные, слоги интересно выделены. Даже тут Вы не такой как все. Семен Яковлевич: Это не моя заслуга, у нас замечательные администраторы, которые все это придумали, мы их очень любим. Ведущая: А вот я хочу сказать, что подобное тянется к подобному! Я помню, как Вы читаете стихи, с таким я еще не сталкивалась. Могли бы Вы еще что-нибудь прочитать в качестве автографа, хотя вы уже столько необычного и хорошего сказали нам… Семен Яковлевич: Я не готов совершенно, я, единственно, читаю Агнивцева. Его мироощущение очень похоже на мое. Ведущая: Ну тогда просто скажите что-нибудь хорошее, не банальное. Семен Яковлевич: Когда собираешься говорить небанальное, попадаешь в банальное. Будьте здоровы, всё! Приходите к нам! Что еще я могу сказать? Мы по-настоящему понимаем свою миссию и работаем для зрителя. Настоящий спектакль для меня происходит, когда на сцене жарко. В этот момент происходит обмен между сценой и залом. И происходит самое главное – поток атомов и электронов. Ведущая: До встречи, Семен Яковлевич!
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо