Источник - журнал Where Spb. 2016. Ноябрь
Такова миссия Молодежного те¬атра на Фонтанке с точки зрения его художественного руководите¬ля, народного артиста РФ Семена Спивака. Елена Остожьева
В одном из интервью, отвечая на вопрос, по¬чему люди становятся артистами, вы сказали, что, прежде чем стать актером, нужно знать, зачем вы выходите на сцену. А насколько это важно для режиссера?
Не бывает искусства без философии и без того, на чем стоит его фундамент, то есть без идеологии. Режиссер обязан знать, для чего он делает спектакль. Сейчас такое время, когда постановки могут убивать и унижать, а могут примирять и по¬могать... Наши актеры выходят на сцену, чтобы в это тяжелое время подставить плечо. Так что без осно¬вы, на которой стоит спектакль, театр невозможен.
И у каждого режиссера она своя. Мы ставим спек¬такли про любовь, про надежду и про веру. Даже если это трагедия, мы ищем в ней свет, потому что делиться безвыходностью просто преступно.
Существует точка зрения, что театр должен постоянно будоражить зрителя...
Наш зритель нас хорошо знает, любит и ждет от театра многого. А мы умеем слышать своего зрителя. Боль¬ше всего человек любит или слушать, или рассказы¬вать о себе. В классике всегда присутствует вечная проблема. Если режиссер понимает ее, то спек¬такль зрителю нужен. Если он понимает только себя, думаю, зрителю его работа не интересна. Мы никогда специально не провоцируем, ничего не придумыва¬ем, а просто рассказываем истории. Я думаю, что смысл искусства – рассказать истории, которые близки многим…
Также говорят, что наряду с провокациями зрителя нужно постоянно развлекать...
Я так не считаю. Даже как-то неловко ограничивать работу серьезного артиста только буффонадой. Артист, на мой взгляд, увлекает и вовлекает зрителя в про¬цесс, который исследует.
На начало декабря запланирована премьера "Верной жены" Сомерсета Моэма. О чем эта история?
Мы будем искать ответ на вопрос, который, как мне кажется, никто открыто не поднимал. Поскольку наш театр очень много занимается взаимоотношениями мужчины и женщины, мы хотим прикоснуться вот к какой проблеме: встречаются двое, влюбляются... Но почему же Создатель сделал так, что чувства остывают? Многие начинают искать кого- то другого, и история повторяется сначала. Понятно, что сотый поцелуй отличается от первого, но куда исчезает этот первоначальный жар? Это очень инте¬ресная, временами кажущаяся неразрешимой пробле¬ма, тайна, разгадать которую мы вряд ли сможем. Мы лишь обозначим проблему, о которой все думают, но редко говорят: почему чувства остывают? Q
Where Spb. 2016. Ноябрь
Lending a Shoulder
That is the mission of the Youth Theatre on the Fontanka, according to its Artistic Director, People's Artist of Russia Semyon Spivak.
Elena Ostozhyeva
When you were asked in an interview why people become actors, you said that before becoming an actor you had to know why you wanted to go on stage. How important is the choice of a particular play for a director?
There can be no art without philosophy, without what it is founded upon, i.e. ideology. In my opinion, simply staging a play for the sake of it is stupid and wrong.
A director must know why he is staging a play and in¬viting an audience to watch it. We live in a time when plays can kill and humiliate, forgive and help... but that has always been the case. Our actors go on stage to lend a shoulder and support people in this difficult time. Theatre is impossible without the foundation on which a play stands. And every director has his own foundation. We put on plays about love, about hope and about faith. Even if it is a tragedy we seek light in it, because imparting hopelessness is just criminal.
There is a point of view that theatre should constantly provoke the audience.
Our audience knows us well, loves us and expects a great deal from us. And we have the ability to hear our audience. A theatregoer, like anyone else, likes most of all either to hear about himself or talk about himself.
In classic plays there is always an eternal problem. Art is all about this eternal problem. If a director understands the problem of all ages and all people, then the play is necessary to the audience. If he understands only him¬self, I think the audience do not need it. We never delib¬erately provoke or devise anything. We simply tell stories. I am convinced that true art always tells stories.
It is also said that, along with provocations, the audience should be constantly entertained...
I don't agree. It is even somehow embarrassing to pres¬ent a serious actor as a kind of comedian. An actor, in my opinion, captivates and involves the audience in the process he is exploring.
The premiere of Somerset Maugham's "The Constant Wife" is planned for the beginning of December. What story will you be telling this time?
We will be seeking the answer to a question which I do not think has ever been raised. Since our theatre is concerned a great deal with men and women, we want to touch on this problem: a man and a woman meet and fall in love... But why did the Creator organize it so that feelings cool... and what happens then? Many people start looking for somebody else and the story repeats itself. Of course the hundredth kiss is not like the first, but where does that original passion go? It is a very interesting problem which at times seems insol-uble. It is a mystery that we will scarcely be able to un¬ravel. We only pose the problem which everyone thinks about but hardly ever voices: "Why do feelings cool?' ©
26 WHERE ST. PETERSBURG I NOVEMBER 2016