ПИСЬМО АНГЕЛУ / ЮБИЛЕЙ СЕМЕНА СПИВАКА

Источник - Страстной бульвар, 10 №10-230/2020
Текст - Сергей КОРОБКОВ

К 70-летию художественного руководителя Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке Семена

Дорогой Семен Яковлевич!
Многие знают о том, что 14 января 2020-го, в день 40-летия Театра, которым Вы руководите на протяжении 30 лет, и эта дата тоже приходится на нынешний год, Вы и Ваша команда открыли «Почту ангела», чтобы получить послания и расслышать в их собрании маленькую симфонию, написанную теплыми, родственными и духовно близкими взаимоотношениями труппы и ее зрителя.

Кто-то все-таки спросит: что это за адрес такой - ангелу? Поясним им, что в Измайловском саду, где расположены обе ваши сцены - историческая на 300 мест и новая - на 450, на одной из скамей установлена бронзовая фигура ангела работы петербургского художника Романа Шустрова, ставшая - тут нет сомнений - своеобразным символом вашего театра.

Старичок под зонтиком в длиннополом пальто читает книгу, и похож он одновременно на петербургского интеллигента, пережившего лихие годины и оставшегося счастливым на все времена, и на Патриарха русского театра - давайте назовем его по инициалам К.С., просматривающего перед началом репетиции текст пьесы, и на Вашего кумира - Г.А., превратившего Ленинград в театральную Мекку. И на Вас - Спивака всея театральной Руси, расправившего крылья в далеком 1979-м и с тех пор неустанно охраняющего великие завоевания отечественного и мирового театра. Человека в нем - на сцене и в зале - прежде всего.

Этому ангелу, а не на Почту России, я и пишу сегодня письмо, ибо время вынужденной изоляции не отменяет желаемого общения, а уверенности в том, что отправленное письмо не затеряется на «просторах» масочно-перчаточного режима - у меня нет. Вот ангелу дойдет наверняка.

Семен Яковлевич, в год тройного юбилея - самого театра, Вашего руководства им, и Вашего личного, многие зрители, в том числе и огромная армия постоянных - увлеченных и верных, восхищающих своей преданностью Вам и труппе, что само по себе уникально для нынешних времен, - многие вспомнят поставленные Вами спектакли - архивные и ныне «действующие», составляющие актуальную афишу, чтобы объяснить феномен Спивака и «спиваков»: от «Дорогой Елены Сергеевны» Людмилы Разумовской и «Танго» Славомира Мрожека - до «Грозы» Александра Островского и «Трех сестер» Антона Чехова, «Трехгрошовой оперы» Бертольта Брехта и «Криков из Одессы» Исаака Бабеля - до «Нашего городка» Торнтона Уайлдера и «Дон Кихота» Михаила Булгакова. Скажут, что Ваше сверхсенсорное внимание к Человеку, застигнутому в разных житейских обстоятельствах (неизменно - без челобитий театральной моде), поверяется жизненными мерками и неподкупными идеалами бытия. Вы сами однажды признались, что когда-то думали о том, что главное для режиссера - самовыражение, но думали так недолго, усвоив из активной практики работы с труппой и со студентами РГИСИ истинную миссию театра - «пробуждать, поднимать в зрителе душу» и избавлять его от одиночества, чтобы он сознавал: «рядом есть люди, а надо всем - высший закон». Вы взяли на себя миссию ангела-хранителя и всеми силами вытаскиваете человека из одиночества. А, наградив неиспытанными ранее чувствами и непредвиденными знаниями о жизни, отправляете обратно, чтобы наедине с собой он подумал о ней же, жизни, и, может быть, изменился, может быть - преобразился. Сделался лучше, добрее, совершеннее, доверчивее. Вы, будучи педагогом, воспитывающим и артистов, и режиссеров, дабы не растерять однажды полученных умений, по-прежнему остаетесь учеником ваших мастеров по институту Марка Рехельса и Исаака Штокбанта, а еще и тех, кто сделал главные выкройки театра ХХ века и театра будущего - К.С. и Г.А., чей Большой драматический театр, по моему глубокому убеждению, сегодня счастливо узнаваем и в традициях, и в новаторстве на другой стороне Фонтанки - в обоих залах Измайловского сада.

«Жаворонок» Жана Ануя - спектакль, который из уникальной библиотеки Вашего театра хочу вспомнить я. Он нисколько не похож на задвинутую в шкаф книгу, не надо лестницы, чтобы ее оттуда достать, он победно остается в репертуаре Молодежного без малого 20 лет и играется практически тем же составом, что на премьере. На протяжении всего этого времени, опасного для любого спектакля, но не для «Жаворонка», он видится мне Вашим автопортретом. Исповедью стоика и патриота, романтика и воителя, взрослеющего юнца и повзрослевшего ребенка.

«Жаворонок» - восхитительная сага Вашей театральной жизни - настоящей и будущей. Диалог ангелов и демонов. Дуэль праведников и иноверцев. Диспут идеалистов и филистеров. «Жаворонок» - Ваше признание в любви тому Театру, который пробуждает и поднимает в зрителе душу, не переключая, как нынче водится, своих регистров в область биологических рефлексов и умозрительных ассоциаций. Таким - актуальным - и должен быть настоящий театр, таким на многие сцены вернется. Это как у Чехова: «О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя...»

Весны и молодости Вам, Семен Яковлевич, ангел-хранитель у Вас есть: Ваш талант.

Дружески -
Коробков Сергей
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо