Источник – Санкт-Петербургский курьер, №47 от 20 декабря 2018 года
Текст – Мария КРОСС
Зрители, приходящие на спектакли Молодежного театра, часто могут узнать в их персонажах себя, свои чаяния и переживания. А также разглядеть портреты друзей, родственников и знакомых. В конце октября театр выпустил новый спектакль, в котором ещё раз предоставил зрителям возможность взглянуть на себя со стороны.
«Зеркало», при помощи которого это оказалось возможным, создано театром совместно с современным американским драматургом Доном Нигро. Спектакль «Звериные истории» в постановке Семена Спивака состоит из серии трагикомических миниатюр. Их герои – «братья наши меньшие», иногда так похожие на нас. Недаром, еще со времен Эзопа, творцы изображали животных, когда хотели сказать что-то деликатное людям. И, кажется, лапы, клювы, хвосты и даже скотобойня в спектакле «Звериные истории» – это повод поговорить о нас, двуногих.
В зависимости от состава артистов, которых в этом спектакле два, трактовка миниатюр, слагающих действие, различна. Есть некая неизменная смысловая канва, или «рама», но картины, находящиеся в ней, не похожи друг на друга. В спектакле заняты артисты разных поколений. Более опытные наполняют спектакль мудростью и утончённой виртуозностью; молодые – чистотой, энергией, жизнерадостностью.
Работа художника спектакля Николая Слободяника заслуживает особого внимания. Цвета спектакля – красный и «золото на голубом». Сценография и костюмы не только красивы, но и активно «работают» на смысл. Мы видим задник лазурного цвета (небо, море) и настоящий песок. На небе – стайка белых зонтиков, которые то поднимаются вверх, раздвигая пространство, то опускаются вниз, приближая небо. Казалось бы, идиллия… Но этот пляж – склад ненужных, выброшенных, отживших вещей: матрас, торшер, остов старого трамвая… Гигантский объектив, направленный в зал, и дверь в никуда (или к Богу?), контрастно меняющееся освещение от жизнерадостных желто-голубых оттенков и зажженных гирлянд до тревожных красно-фиолетовых создают сюрреалистическую модель мира, в котором блуждают герои в поисках себя. Тема Бога врывается в спектакль песней Бориса Гребенщикова «Господу видней» и, наряду с музыкой группы «Ногу свело», остается лейтмотивом спектакля (заслуга Сергея Патраманского, занимавшегося музыкальным оформлением спектакля).
Спектакль полон удачных актерских работ; артисты избегают внешней схожести с животными, придавая героям лишь лаконичные «звериные» черты. К примеру, Алиса Варова, героиня которой – Индюшка со странной мечтой научиться играть на саксофоне – очень похоже, по-птичьи, изгибает шею. У Андрея Шимко в роли утконоса, занятого поиском самоидентичности, очень характерный поворот головы и взгляд. Его костюм – застегнутое на все пуговицы серое пальто и ушанка с завязками под подбородком – странная оболочка, из которой персонажу не суждено вырваться. Футляр от скрипки, напоминающий утиный нос, вызывает еще одну ассоциацию – с интеллигентом, которого не принимает «нормальное» общество.
Повествующие о проблеме сыра в мышеловке Эмилия Спивак и Анастасия Тюнина внешне совсем не похожи на мышей. Великолепная теледива в исполнении Спивак, уверенно рассуждающая перед «гостями студии» о том, как не попасть в ловушку, после окончании «передачи» добровольно идет к своей погибели из-за нелепой страсти к сыру – к славе, без которой она никто. В «мышиной» истории Анастасии Тюниной в «мышеловку» попадает девушка, пренебрегшая тихим, заботливым мужчиной ради красавчика с сомнительными намерениями, но – почему-то – любимого.
По-разному решаются и две «кошачьи» истории. «Кошки» Регины Щукиной и Марины Ординой – подруги, Тэбби и Мэгги. Тэбби поначалу пытается переубедить товарку, разочарованную в своей кошачьей судьбе – в необходимости бесцельно гоняться за ниткой и бессмысленно проживать свою жизнь. Но под конец она настолько «заражается» скептицизмом Мэгги, что решает покончить с собой. А кошки Екатерины Морачевской и Анастасии Тюниной – мама и дочка. Кошка Тюниной (Мэгги) напоминает подростка, глупо и яростно бунтующего против основ бытия. Она убегает, чтобы «поколбаситься» на дискотеке и, в конце концов, под звуки оголтелого собачьего лая пропадает во тьме кулис…
Миниатюры о попугаях тоже вариативны. Парочка Сергея Яценюка и Ирины Полянской выясняет отношения, расположившись на семейном ложе. Она – тоскуя по его любви, он – пытаясь от нее отделаться. Полянская характерно колышет «перьями» пушистого пеньюара, а Яценюк сначала закомплексованно прячется в углу, а потом «отрывается» на своей жене криком отчаяния. «Попугайская» пара Алексей Одинг – Юлия Шубарева чрезвычайно типична и узнаваема – замученные бытом обыватели, они устраивают семейную разборку прямо в трамвае.
В «Звериных историях» есть большой простор для ассоциаций, которые, несомненно, у каждого зрителя глубоко личные. Но все же есть тема, контрапунктом проведенная режиссером Семеном Спиваком через весь спектакль. Это тема человеческой слепоты и гордыни, которая закономерно приводит к превращению индивидуальностей в агрессивную безликую массу, готовую по приказу совершать безумные поступки. Это придает спектаклю антиутопический и антитоталитарный смысл. Если Бурундук (Сергей Малахов), рассуждающий о превосходстве его племени над мышами и кроликами, забавен, то Бабуин (Петр Журавлев), молниеносно переходящий от громких призывов к войне за «правое дело» к сосредоточенному поеданию банана, уже вызывает некоторую оторопь. Финальная сцена со стаей леммингов, чей вожак, шагая по направлению к пропасти, увлекает за собой любознательного и сомневающегося собрата, не только не забавная, но жутковатая, бередящая, заставляющая встрепенуться. Несмотря на «лоскутную» структуру, в спектакле нет ничего случайного, он содержит четкие посылы и серьезные смыслы, доставляя зрителям и «пищу для ума», и удовольствие.