Источник — журнал «Пульс», сентябрь 2017 года
Текст — Екатерина ОМЕЦИНСКАЯ
Александр Вампилов — драматург, создавший своего героя — мятущегося человека. Плох этот человек, как Зилов, герой «Утиной охоты», или хорош, как Валентина, героиня из «Прошлым летом в Чулимске», он не желает утратить в быту, которым переполнены все вампиловские пьесы, своей личной, придуманной им самим внутренней свободы. А на эту свободу, обостренную его убеждениями, постоянно происходят посягательства других людей, имеющих убеждения совсем иные. И герой вынужден делать выбор, который в большинстве случаев не идет ему на пользу. Такое вот краткое изложение того, что обычно видят в Вампилове режиссеры.
Семен Спивак и Лариса Шуринова сделали спектакль вовсе не об этом. История на сцене Молодежки о том, как совсем юная Валентина (ее роль исполняет студентка Семена Спивака Дарья Вершинина) с восторгом благих намерений входит в жизнь, населенную «потухшими», потерявшими божью искру интереса и стремлений, загнавшими себя в рамки обстоятельств людьми. О том, как непросто ей сопротивляться обрушивающейся на нее со всех сторон инерции, по законам которой существуют эти люди, даже ее родной отец (роль Помигалова играет Анатолий Артемов), уверенный, что в Валентине, желающей изменить мир в лучшую сторону, «детство играет». Ну, и конечно, об упомянутом выше выборе, потому что без выбора и человек — не человек, а так, приспособленец.
Такими приспособленцами, поступившимися всем молодым и лучшим в себе, спектакль Спивака и Шуриновой полнехонек. Это безропотный старик Еремеев (прекрасная работа Константина Воробьева), вечная «брошенка» Кашкина в блестящем исполнении Регины Щукиной, предавший идеалы невротик Шаманов (экспрессивный Артур Литвинов), «рабочая лошадь», мать неспокойного семейства Анна Васильевна Хороших (Зое Буряк монументальная роль миротворицы от уныния удалась на славу). Спрятались от людей за нелепыми масками Илья Мечеткин (Денис Цыганков) и Дергачев (Андрей Шимко): один — за маской местного интеллигента и правильного человека, другой — полного ему антипода, нарочитого шута и возмутителя спокойствия. Все они смирились с образом той жизни, что досталась им: не ропщут, существуют как могут, развлекаются как могут, стараясь за- быть свои былые мечты и настоящие обиды. Бездействие свое они окружают криками, ссорами, мнимо наполняющими псевдособытиями лениво текущую, бессмысленную их бытность. И желание менять что-то, тем более становиться лучше, эти люди в себе затаптывают, как затаптывают палисадник, бережно сохраняемый Валентиной, словно подспудно пытаются и в ней загасить то, чем она еще отличается от них.
Лишь в одной из последних сцен, когда уже случится то, что должно было случиться в отношениях Валентины и Павла (Егор Кутенков), озлобленного на всех и вся, на этот серый мир, на живущую не по его законам Валентину, Дергачев-Шимко вдруг выпрямится, словно выскочит из привычного маскировочного шутовства, изменится на секунды в лице, будто полоснут ножом по оставшемуся еще в нем живому человеческому началу, и... снова вернется на территорию своего соглашательства с заевшим бытом...
Художник-постановщик Полина Мищенко выстраивает на сцене декорацию почти согласно вампиловским ремаркам: двухэтажный вечно недостроенный дом, облицованный посеревшими, словно обтертыми скучной жизнью досками. Перед ним — деревянный настил, на котором происходит основное действие. Вынося его на эту «сцену на сцене», постановщики, а вместе с ними и художники по свету Евгений Ганзбург и Денис Дьяченко, словно концентрируют внимание зрите- ля на массовых сценах, смутно напоминающих взаимоотношения обитателей горьковского «дна». Выживет ли в этой среде оскорбленная, униженная Павлом Валентина? Какой выбор теперь сделает она? То, что Семен Спивак и Лариса Шуринова избегают трагического финала, предложенного самим автором в одном из вариантов пьесы, говорит о том, что впереди у героини — жизнь. А вот какой она будет, конкретного ответа создатели спектакля не дают. Они лишь напоминают взрослым и предостерегают юношей: да, молодым быть непросто, главное — не изменять самому себе.