МЫ ТАК ПОХОЖИ

Источник – «Петербургский театрал», февраль 2018 №1 (09) Текст – Ульяна МАРТЬЯНОВА Существует мнение, что вечный конфликт отцов и детей включает в себя еще одну составляющую, а именно: поколение бабушек и дедушек, которые находят общий язык с внуками, чем спасают весь комплекс семейных взаимоотношений. 2018 год в Молодежном театре на Фонтанке начался с премьеры спектакля, в котором играют набранные при театре студенты третьего курса. «обыкновенные чудики» – спектакль, поставленный Семеном Спиваком на основе рассказов Василия Шукшина.
Входя в зал, зритель сначала попадает в атмосферу квартирника – на сцене актеры в черных ко¬жаных куртках с инструментами в руках играют и поют «Гагарин, я вас любила» Ундервуда, «Большие города» БИ-2, «Время, которое нужно убить» Billy’s Band – песни, которые являются маркером узнавания для поколения современных 20-летних. Последней звучит песня «Районы-Кварталы» Зверей, и на сцену поднимается половина курса, одетая по моде шести¬десятых. Встреча поколений.
Поколению шестидесятых и быть на сцене в этот вечер с их песнями, историями и чудачествами.
Параллельно заднику расположён большой стол, за ним – актеры. Между зрительным залом и столом – надстроенная сцена, на которой будет происходить действие. Важно то, что актеры не покидают сцену все время действия, а просто сидят, как на деревенском торжестве, и тихонько напевают народные песни, знакомые всем с детства. В том, что они не уходят со сцены, – еще и стремление быть вместе, не оставлять друг друга. Узнавание, начинающееся с напевов «Калины красной» и «Валенок», продолжается самими сюжетами. На заднике экран с видеопроекциями: виды Санкт-Петербурга в начале, деревенские или городские пейзажи по ходу действия. Какой бы ни был год – 1968 или 2018 – простые человеческие истории остаются. Кто бы ни был у власти, люди влюбляются, ссорятся, мирятся и остаются собой. Можно расстраиваться из-за проблем, которые ты никогда не сможешь решить, а можно построить вокруг себя чистый и добрый мир и бороться с великим злом малым добром – таков этот спектакль. Можно экспериментировать с материей текста, строить действие через конфликт, а можно сконцентрировать внимание на мелочах. И то, и другое хорошо и необходимо.
Великие страдальцы, как у Шукшина, так и в спектакле выходят гротескно-нелепыми: как режиссер (отрывок «Ваня, ты как здесь?»), приехавший снимать в деревню фильм. По сюжету простой деревенский парень проходит пробы на роль и не может сыграть то, что просит режиссер, просто потому, что не понимает, зачем сценарист все усложнил. Правда здесь в простоте. В том, как заботливая ассистентка режиссера крутит чашечку с чаем вокруг ложечки – чтобы сахар размешать. В том, как председатель колхоза с женой вроде возмущены тем, что по ночам за окнами гуляния и пение, но сами же ночью встают, открывают окошко, да слушают. И что можно купить жене в подарок дорогущие сапоги («Сорок лет живем!»), потому что даже если они не подойдут ей – впору дочери окажутся.
В конце спектакля актеры выходят на авансцену, а на экране – финальные кадры фильма «Печки-лавочки», и Василий Шукшин собственной персоной говорит: «Конец».
Зрители сразу принимают героев спектакля и начинают сопереживать им: плачут и смеются всем залом. Можно было бы сказать, что спектакль остается набором этюдов, но так как форма соответствует содержанию, это не вызывает отторжения. Студентам удалось понять Шукшина и оживить его героев. Два акта, состоящие из восьми эпизодов, становятся попыткой проникнуть в стиль автора и уловить дух времени. Эффект достигается обилием пастельных тонов, одеждой «того времени», бытовыми деталями – получается тонкая и нежная акварель.
Возвращаясь к теме поколений, осталось лишь сказать, что традиции Молодежного театра на Фонтанке продолжаются юными и талантливыми ребятами и, значит, все только начинается.
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо