Источник – журнал FREE ТАЙМ, 10 мая 2018 года
Текст – Анастасия ЯЛАНСКАЯ
Чаще всего мы узнаем о предстоящей премьере того или иного спектакля благодаря увиденной в просторах интернета или вывешенной на улице афише. А фотографии, которые публикуются на сайтах театров до или после премьеры, во многом формируют наше желание или нежелание идти на постановку. Пусть опосредованно, но именно по ним у нас, зрителей, складывается первое впечатление от новой театральной работы.
Такие фотографии всегда можно найти в достаточном количестве во всевозможных пабликах, новостных порталах и журналах о культурных событиях. Но, как ни странно, на Санкт-Петербург – город, богатый театрами на любой вкус (в Санкт-Петербурге девяносто драматических театров. – Прим.ред.), приходится всего около десяти театральных фотографов, чьи имена на протяжении многих лет регулярно появляются на бумажных и интернет-страницах изданий. Можно заметить, что «свежие» лица в этом кругу возникают редко. Происходит это оттого, что театры не допускают к съемке на своей территории «людей с улицы». Скорее всего, новичкам придется дожидаться момента, когда освободится от работы уже проверенный в деле штатный фотограф.
Так, пока молодые фотохудожники пытаются пробиться в театры в надежде запечатлеть на кадрах свои любимые спектакли, в Петербурге неожиданно для всех возник конкурс для театральных фотографов под названием «Театр в объективе». Инициатором конкурса выступил Молодежный театр на Фонтанке, художественным руководителем которого является народный артист России Семен Спивак.
«Взгляд со стороны важен, он очень полезен для актера и режиссера, — отмечает Семен Спивак. — Всем, кто создает спектакль, важно, какими звуками он откликается в сердцах зрителей. Фотограф — тоже зритель, который смотрит на сцену сквозь собственную, творческую «линзу». Он может увидеть персонажей в абсолютно неожиданном ракурсе и тем самым поможем артистам воспринимать своих героев шире. Задумав конкурс, мы пригласили молодых театральных фотографов к сотворчеству».
«Молодежка» первая среди всех театров решила дать шанс многим талантливым фотографам, встающим на путь профессионального служения мгновению. Тому мгновению, которое в мире театра и определяет живое отличие одного драматического спектакля от другого. Идею Молодежного театра поддержали Комитет по культуре Санкт-Петербурга и Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Желающих поучаствовать в первом же конкурсе оказалось немало: в общей сложности театр получил 25 заявок. Отбор конкурсантов осуществлялся на основе портфолио, в котором каждому претенденту на участие было рекомендовано показать свой ранее полученный опыт сценической съемки (включая театральную). Само собой, участие в конкурсе подразумевало наличие полупрофессиональной или профессиональной фотоаппаратуры. Таким образом, к конкурсу допустили всего 7 человек, безусловно «зацепивших» отборочную комиссию своими фотоработами.
На удивление, многие из участников уже не один год работают в сфере фотографии – большинство из них стали профессионалами и сделали фотографию делом своей жизни, снимая в популярных жанрах «портрета», «love story» или «прогулки». Причину своего отклика на известие о конкурсе «Театр в объективе» фотографы объясняли примерно одинаково – уж настолько беззаветно и нежно любят театр.
«Театр — моя большая любовь. В свое время я пыталась поступать в театральный вуз – не получилось. А желание осталось. Чтобы быть ближе к театру, становишься либо журналистом, либо театральным критиком, либо фотографом, как в моем случае. Вы можете фотографировать, аккредитовываясь на премьеру как журналист. Но это всегда бесплатно. Если театру впоследствии понравятся фотографии, то их могут попросить, например, для афиши или сайта. Что касается этого конкурса, то мне было интересно узнать мнение о моих снимках со стороны, получить возможность пофотографировать в Театре на Фонтанке. И потом, это первый шаг в мир театральных фотографов, ведь если ты себя где-то зарекомендовал в определенном жанре, то, понятно, что к тебе будет более лояльное отношение», — рассказала участница конкурса Оксана Васько.
К слову, оплата театральных фотографий все же реальна: некоторые театры могут платить за конкретную съемку, если предварительно заключить договор. Это зависит от возможностей театра по деньгам, наличия у него своего фотографа, а также от имени, портфолио и мастерства нового фотографа. Тут же еще учитывается форма зала и уровень публики, которая в каждом театре своя, — в любом театре фотографу важно помнить о главном: не мешать зрителю и процессу творчества во время спектакля.
«В театральной съемке, конечно, есть свои сложности. У фотографа должен быть профессиональный фотоаппарат, потому что мыльница не справится с меняющимся светом на сцене. Поскольку спектакли проходят часто в условиях недостаточной освещенности, желательно снимать на fullframe и со светосильной оптикой. Это позволит существенно повысить качество снимков. В театре самой большой проблемой является то, что чаще всего нельзя передвигаться по залу, ты должен быть зафиксирован в одном месте и оттуда все время снимать. Но выбрав неправильный ракурс, можно наделать не очень качественные снимки. Фотограф, который давно снимает в театре, первый раз просто смотрит спектакль, чтобы понять, какие моменты интересные, где лучше стоять, потому что потом он лучше схватывает, а не щелкает все подряд по принципу «поймать кадр». Лучше заранее понять, откуда будет нужный ракурс для съемки», — поделилась Оксана Васько.
В первом же конкурсе членами жюри выступили такие профессионалы в сфере фотографии как Павел Маркин, декан факультета фотокорреспондентов Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Лолита Крылова, старший преподаватель Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, Владимир Постнов, лауреат XV Международной триеннале «Театр в фотоискусстве» и известный в Петербурге театральный фотограф Юлия Кудряшова. Они уверены, что умение запечатлеть в фотографии суть спектакля и характер его героев, передать эмоции исполнителей и составляет главное качество театрального фотографа.
«Здорово, что, так или иначе, театр уделил внимание такому аспекту как фотография, потому что у нас есть художники, свет, звук, а театральная фотография никогда не бралась в рассчет. Новый взгляд на фотографию очень важен, потому что любой спектакль всегда можно снять по-разному. Если говорить о фотографии как о прикладном деле, то это просто – зафиксировать какой-то объект. Но режиссеры и актеры вкладывают душу, смысл в спектакль. В итоге получается некая картинка, аудиовизуальный ряд, развитый во времени. А нам важно все это совместить в одном изображении. Специфика театральной фотографии такая же, как и во всех жанрах: правила композиции и визуальное воздействие на зрителей не отличаются. Но при этом всегда хочется увидеть в фотографии спектакль, пьесу, потому что все режиссеры ставят одну и ту же пьесу совершенно по-своему», — отметил Владимир Постнов.
Конкурс «Театр в объективе» проводится в нескольких номинациях, таких как «Афиша», «Семь кадров», «Эмоция». «Афиша» – гран-при от художественного руководителя театра Семена Спивака – именно он как председатель жюри конкурса выберет фото, отражающее суть режиссерского высказывания в спектакле «Последнее китайское предупреждение», который и стал «объектом» съемки конкурсантов 5 мая. Эта фотография будет использована в оформлении рекламного постера спектакля в новом театральном сезоне. Следующий, заключительный, этап конкурса – подведение итогов и награждение победителей, которое состоится 27 мая. В Измайловском саду, «зеленом фойе» Молодежного театра, в День города пройдет массовый праздник. Во время праздника будут разыграны абонементы на спектакли театра и показаны работы участников конкурса, которые потом составят выставку в Союзе журналистов.
Молодежный театр надеется сделать конкурс ежегодным. При том, что он первый в своем роде и у него есть перспектива для роста: выйти на общегородской уровень, пригласить другие театры.