Источник - fontankii.wordpress.com
Опубликовано 1 декабря 2014 г.
Перевод с испанского
Маленький зал похож на волшебную шкатулку, полную чудес. Маленький театр, расположенный в стороне от центра Мадрида, в районе, где ближайшее зрелище — это коррида. Улица, откуда вместо рек и каналов, открывается вид на автомагистраль М-30, а вместо купола Казанского собора видна мадридская телевизионная башня. Но несмотря на все это, благодаря волшебнице Ирине Куберской, директору и главному режиссеру театра Трибуэенье, ее театр переносит нас прямо в Санкт-Петербург, поскольку именно здесь Мадрид принимает гастроли Молодежного театра на Фонтанке.
В наше время, когда модные спектакли превратились во франшизные бизнес-проекты и заполонили фешенебельную Гран Виа, только любители сильных эмоций осмелятся встретиться лицом к лицу с театром без прикрас. Молодежный театр на Фонтанке, располагающий двумя зрительными залами, и каждый день меняющий репертуар (что предполагает показ около 60 спектаклей в месяц), сейчас привез в Мадрид свою версию пьесы Теннесси Уильямса «Стеклянный зверинец» под названием «Синие розы». Синие розы, Blue Roses — это прозвище одной из героинь, Лоры Уингфилд. Постановка Льва Шехтмана минималистична, как минималистичны и все декорации: на сцене четыре стула, рядом со сценой столик с пишущей машинкой, а в углу несколько переливающихся стеклянных шаров. Потому что для чистого театра главное — это четверо актеров, создающих целый мир, в котороый они переносят зрителя благодаря своей выдающейся игре. Игре, заслуживающей максимальной оценки. Режиссура и хореография дают неожиданный разворот слишком банальным и автобиографичным событиям пьесы, ведь в калеке Лоре Уингфилд, сестре Тома, усматривают отражение судьбы сестры писателя, чей образ подвергся в пьесе жестокой лоботомии: она сошла с ума из-за несчастной любви.
А здесь иначе. Нет обманутой надежды, даже нет прекрасного обмана. Потому что главное — это освобождение. Трое членов семьи Уингфилд (терзающая своих детей Аманда, и истерзанные Том и Лаура) живут внутри своей стеклянной клетки: ведут бедное существование где-то в пригороде, без надежды на будущее, потому что у них нет надежды на себя самих.
«Американская мечта» разбивается и в образе героя, пришедшего в их мир извне: в возможного (и очень желанного) претендента на руку Лоры Джима. Но именно он, спортивный, с отточенными хореографом движениями, разбивает не только любимую стеклянную фигурку Лоры, единорога, но и всю эту погребальную урну, в которой они живут. В конце спектакля Джим танцует с Лорой страстное танго, и в этой потрясающей сцене как по волшебству изчезает хромота девушки. Они летают по сцене, как влюбленные Шагала. Сломан рог у единорога, но сломаны и физические, и внутренние барьеры стеснительной Лоры. Джим уходит, оказывается, что у него уже есть невеста, но это неважно. Ничто уже не будет как прежде, потому что этот момент освобождения оставляет открытым финал пьесы. Том одну за другой гасит свечи, и одна за другой зажигаются рампы. Занавес.