МОЛОДЕЖНЫЙ ТЕАТР ГОТОВИТСЯ СРАЗУ К ТРЕМ ЮБИЛЕЯМ

Источник – газета «Петербургский дневник» №9-10 от 22 января 2020 года
Текст – Марина

Нынешний год для Молодежного театра на Фонтанке богат на юбилеи: 40 лет исполняется театру, 70‑летие со дня рождения и 30‑летие руководства отметит его худрук Семен Спивак. Праздновать эти три даты будут до 14 июня
Станиславский считал, что театр начинается с вешалки. А Молодежный театр на Фонтанке начался с Измайловского сада, что на набережной реки Фонтанки, 114.
Когда‑то здесь располагались рестораны и открытые эстрады. Выступали Утесов, Дунаевский, Орлова. Здесь же находился искусственный каток, который однажды, к радости всех театралов, отдали под театр. И 18 января 1980 года родился вдохновленный режиссером Владимиром Малыщицким новый театр. Сегодня он известен под названием Молодежный театр на Фонтанке.
БЛИЖЕ К ЗРИТЕЛЮ
«Я хорошо помню, как коллектив театра во главе с главным режиссером и директором молотками ломал кафель, которым было облицовано здание катка», – рассказывает один из четырех старожилов Молодежного народный артист России Валерий Кухарешин. Помнит он и как бегал к «Техноложке». Там вместе с коллегами рассказывал о спектаклях и продавал билеты.
«Я думаю, что театру везет. Потому что все эти годы его возглавляли талантливые люди. Сначала Владимир Малыщицкий, потом Ефим Падве, сегодня – Семен Спивак. Непохожие друг на друга, все они хотели сделать что‑то художест­венное и призывали к этому артис­тов», – говорит актер. Сегодня о том трудном и счастливом времени напоминают афиши. На одной из них, посвященной спектаклю Спивака «Танго», автографы самого режиссера, народного художника России Марта Китаева, заслуженной артистки России Натальи Сурковой и других знаковых личностей.
А вот о нашем времени рассказывает макет премьеры прошлого сезона «Нас обвенчает прилив». Его сценограф Александр Орлов стал лауреатом премии «Золотой софит».
Кстати, создавать декорации для этой длинной плоской сцены, да еще и расположенной очень близко к зрителю, – дело непростое. Но, может, именно это отсутствие преграды между публикой и артистами и делает ее такой притягательной?
ПРИЧАСТНЫ К ИСТОРИИ
Двадцать лет театр существовал только здесь, в здании бывшего катка. Пока после реставрации находящегося рядом исторического здания Летнего театра не открылась Большая сцена. В театре до сих пор бережно хранят кирпич из этого здания, которое является объектом культурного наследия регионального значения.
«Театр не вправе менять планировку клумб, газонов, деревьев – все под охраной. Даже девичий виноград, обвивающий сцену, и тот охраняется государством. А также две стены старой кладки и шуховские фермы», – рассказала редактор литературной части театра Яна Митяева.
Шуховские фермы – предмет особой гордости. Своим появлением они обязаны арендатору здания Петру Тумпакову, которого шутя называют первым шоуменом России. Именно он приобрел их на Всемирной торговой выставке в Париже в 1899 году для своего театра. «Эти уникальные конструкции, созданные выдающимся русским инженером Владимиром Шуховым, составили каркас здания. По своему строению они напоминают Эйфелеву башню. Благодаря им театральный зал стал сооружением нового типа», – объяснила Яна Митяева.
ЗДЕСЬ СЛУЖАТ
Большой зал вмещает 500 зрителей. Есть свое место и у главного режиссера. Во время репетиций он с помощниками сидит где‑то в середине седьмого ряда. К слову, Спивак считает: даже если спектакль пользуется успехом и сохраняется в репертуаре более 20 лет, его нужно прогонять, то есть репетиции обязательны. Это важно для поддержания формы и артистов, и спектакля.
Рядом с Большой сценой – галерея артистов. Пока в ней не хватает фотографий 14 человек – учеников Спивака, который преподает в Российском государственном институте сценических искусств и постоянно вливает в коллектив новую кровь. Всего же в труппе Молодежного 73 артиста и еще около 30 служат, как принято говорить в театре, по договору. Общая же численность коллектива – около 300 человек.
СПЕКТАКЛЬ ВЕДЕТ…
Есть в театре и «бойцы невидимого фронта», без которых рождение спектакля было бы невозможно.
Например, справа за сценой располагается пульт помощника режиссера. Его задача – контролировать и координировать все службы. На экране – четыре видеокарточки: актерское фойе, зрительский зал, сцена и театральный буфет – не дай бог кто‑нибудь затеряется. Для непосвященных пояснили: когда мы читаем «спектакль ведет», имеется в виду помощник режиссера.
Еще более ответственная задача – у инженера по сценическому оборудованию Николая Голикова. В его ведении техническое помещение под сценой, которое в обиходе называют трюмом. Именно здесь исчезают артисты или целые декорации, проваливаясь через люки. Отсюда же они неожиданно для зрителя возникают на сцене. Некоторые площадки способны поднять до 250 килограммов. А чтобы публика не заметила таких перемещений, на нижней сцене постоянно горит синий свет, который здесь называют дежурным.
Из трюма же управляют и спецэффектами на сцене. Технарям подвластно все. Хотите, чтобы на сцене была ночь? Пожалуйста. Желаете услышать звук пролетающего самолета? Нет проблем. В их влас­ти даже запах – сцену может окутать пахучий дым – и самый настоящий дождь, капли которого стекают в специальный поддон, сконструированный (знай наших!) Николаем Голиковым.
Чудеса техники и умелые руки инженеров позволяют даже слегка отодвинуть сцену и создать оркест­ровую яму или три дополнительных зрительных ряда. Они будут особенно востребованы 14 июня, когда здесь в день рождения Семена Спивака состоится кульминация юбилейных празднеств.
«Мне кажется, что человек, выходящий из театра с желанием радостно смотреть на мир, на людей, гораздо лучше "убитого" зрителя. Театр, который честно говорит со зрителем о возвышенном, поднимается сам. А тот, кто сумел подняться, сможет поднять и других…» — Семен Спивак, художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке, народный артист России.
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо