Источник — Арт-журнал «Около»
Текст — Камила АЙТУГАНОВА
«Мое призвание заключается в реализации….».
Такой вывод делает Александр Александрович Черкашин — актер Молодежного театра на Фонтанке, режиссер и педагог. Спорить с этим умозаключением невозможно, если выдается шанс заглянуть дальше сухих фактов из его биографии. Определив сферу деятельности в юном возрасте, актер уверенно двигался к театральной сцене, даже когда обстоятельства подначивали оставить попытки и сдаться.
Сегодня Александр Черкашин — редкий пример артиста, совмещающего в себе мастерство всевозможных смежных профессий. Однако зритель Молодежного театра на Фонтанке, в первую очередь, приходит за его комедийный талантом и неповторимым обаянием, которые соседствуют с психологизмом и глубиной актерских работ.
В честь своего 55-летия, Александр Александрович поделился советами для абитуриентов театральных вузов, рассказал о том, как выступить на капустнике с дальнейшим трудоустройством, а также о том, как играть спектакль более десяти лет и не потерять интерес.
НЕ ИГРАТЬСЯ, А ИГРАТЬ
Поразительно, но я прекрасно помню ощущение во время своего первого театрального выступления. Я играл Незнайку на выпускном в детском саду. Помню, как в середине представления дёрнул за хвост ребенка, исполнявшего роль собачки. Мне запомнился бурный восторг родителей, которые стояли и хохотали, когда хвост оторвался от шорт. Конечно, это событие не определило мое будущее, однако является хорошим примером постоянного желания привлечь внимание и развеселить, сопровождавшее меня в детстве.
В 12 лет начались занятия в театральном кружке. Театр объединил весь наш класс, отчего образовалось сообщество, внутри которого мы общаемся даже сейчас, спустя 37 лет. С нами занимался профессиональный актер Севастопольского академического русского драматического театра им. А.В. Луначарского — Геннадий Михайлович Сафронов. От него и классной руководительницы я получал одобрения и похвалу. За несколько лет непрерывных занятий в кружке, а позднее и в городской театральной студии любовь к театру во мне укоренилась. Мне было психологически комфортно в этой среде, поэтому к 15-16 годам я сформулировал важный для себя вывод: я кому-то могу быть полезен и по-настоящему интересен.
Примечательно, что в моем роду нет ни одного человека, который имел бы отношение к искусству. За исключением мамы: она рисовала и танцевала в коллективе, о чем я, к сожалению, узнал очень поздно. Ее творческая юность закончилась рано: в 18 лет она вышла замуж за моего отца, а уже через год родила меня и пошла работать на радиотехнический завод. Никаких танцев тут уже быть не могло. Тем не менее, я думаю, что дело в моей игровой природе. Сколько себя помню, мне нравится играть. Не играться, а играть. Наверное, у меня есть к этому какое-то чутье.
ДВЕ ПРОФЕССИИ
Выбор города для поступления в театральный институт был предельно прост, благодаря моей классной руководительнице, о которой можно написать отдельную повесть. Будучи выпускницей Ленинградского университета, она возила наш класс сюда на экскурсию. Классная руководительница ушла из жизни совсем недавно — в 2020 году — и все эти годы мы близко общались. Именно она заложила во мне нравственные ориентиры в отношении себя и профессии.
Не исключаю, что пример ее покровительства и наставничества, частично повлиял на мой выбор в пользу педагогики. Однако лишь частично, потому что преподавательская жилка существовала во мне всегда. Еще в театральной студии меня выбрали старостой группы, я занимался организацией занятий и репетиций. Со временем пришло понимание, что у меня две профессии — актер и педагог. Последняя спасала меня в самые трудные времена. Особенно в начале девяностых, когда кино не снималось, сериалов не существовало, а в театрах никто никому был не нужен. Несколько лет подряд я получал отказы, как актер, зато активно развивался, как педагог. Как результат, сегодня я заведую театральным отделением для детей в бесплатной Санкт-Петербургской Школе искусств №37. Помимо этого, в следующим году мы выпускаем заочный актерский курс в РГИСИ вместе с Александром Ивановичем Кладько.
Вот уже тридцать лет я объясняю, как сделать так, чтобы человек заиграл. В процессе передачи опыта другим людям, я сам научился многому и многое понял о профессии актера. К примеру, любому абитуриенту театрального института я бы рекомендовал регулярно читать вслух хорошую литературу для развития речевой координации; вести творческий дневник наблюдений, чтобы развивать восприятие своего места в окружающем мире и мира вокруг себя; и самое главное — взять ответственность за выбор, который был сделан на пороге театрального института.
ОТ «СУББОТЫ» ДО «МОЛОДЕЖНОГО»
Тяжесть ответственности за свой выбор я прочувствовал в 1995 году, когда сидеть без работы уже не представлялось возможным. Тогда я обратился к своему первому мастеру — Зиновию Яковлевичу Корогодскому. На тот момент я окончил ассистентуру, а Зиновий Яковлевич заведовал кафедрой в университете профсоюзов. Он определил меня педагогом на курс Юрия Александровича Смирнова-Несвицкого, руководителя театра «Суббота». В этом театре я прослужил год, после чего уехал в Норильск, где девять лет работал в Норильском заполярном театре драмы им. В.В. Маяковского.
Конечно, вернувшись в Санкт-Петербург спустя почти десять лет, все пришлось начинать с нуля. Я был в поисках, снова совершал попытки устроиться в театр. Показываться я больше не мог и не хотел. Процедура показа — дело трудное, унизительное и непродуктивное, она не дает никакого понимания о способностях актера. Представьте, что вы выбираете себе жениха или невесту, и к вам приходят шесть кандидатов. Как бы они ни старались вам понравиться, нужно провести с ними время, чтобы прочувствовать. В театре то же самое. Поэтому я искал другие возможности.
В 2006 году меня пригласили в студию «Невафильм» и какое-то время я занимался озвучанием. В этой же студии часто звучит голос Валерия Александровича Кухарешина — Народного артиста РФ и актера Молодежного театра на Фонтанке. В тот год в театре отмечался его юбилей, а подобные праздники, как правило, сопровождаются театральными капустниками. Меня попросили придумать номер, чтобы поздравить Валерия Александровича от коллектива «Невафильм». Я написал сценарий и шутки, все организовал, но никто из студии, кроме меня, не пришел. Выступить на юбилее для меня не было проблемой, но возникла очевидная опасность, ведь юмор, как известно, дело очень тонкое.
Однако в чувстве юмора мы с коллективом театра сошлись сразу же, номер вызвал восторг. В этот же вечер Семен Яковлевич Спивак подошел ко мне и прямо сказал: «Я хочу, чтобы вы работали у меня в театре». Приглашение повисло в воздухе на два года, большую часть которых я работал режиссёром у Юрия Валентиновича Томошевского в Санкт-Петербургской филармонии для детей и юношества. Наконец, когда в 2008 году Семен Яковлевич позвал меня на конкретную роль в спектакле, Молодежный театр на Фонтанке стал моим основным местом работы, коим является уже 15 лет.
КРУЖЕВА СПИВАКА
До знакомства с Семеном Яковлевичем я был слеплен из другого теста, но здесь мои творческие качели наклонились в новую сторону. Имея опыт взаимодействия с разными режиссерами и развивая собственные режиссёрские навыки, я сформулировал вопросы, которые задаю себе в начале работы над каждой постановкой: зачем и про что мы будем собирать спектакль? Какая идея лежит в основе? Потому что когда я смотрю на «богато обставленный» спектакль, в котором, с моей точки зрения, отсутствует нравственное и этическое содержание, то быстро понимаю, что это не моя история. Стоит оговориться, что речь идет не о назидательном тоне, а об уважении к людям. О любви, которая, по моему убеждению, должна лежать в основе любого дела. Подход Семена Яковлевича, безусловно, построен на этой простой истине.
Семен Яковлевич очень тонко выстраивает психологические кружева отношений. Переходы состояний порой происходят непредсказуемо, что свидетельствует о грамотном выстраивании течения спектакля. Он как будто начинается из ничего, как рассвет. Происходящее на сцене расслабляет и раскрывает зрителя, а потом незаметно вставляет раскаленную иголку в сердце. Доверительные отношения со зрителем, которые выстраиваются при помощи психологического приема, помогают уколоть без давления и запугивания. Сегодня, в наше тревожное время, дотянуться и прикоснуться к сердцу человека — самая главная и трудная задача. И я думаю, наш театр справляется с этой миссией.
Совсем недавно у меня была возможность в этом убедиться. Сидя в зале на обновленной версии спектакля «Касатка», я слышал как человек шепотом произносит реплики актеров раньше них. Он знает спектакль наизусть и каждый раз перечитывает его заново. Я видел, как легкие улыбки людей в начале действия сменялись слезами во время финальных сцен. За три часа они абсолютно раскрылись в своих чувствах. Мне кажется, это то, в чем Семен Яковлевич мастер с большой буквы. Умно и хитро, а также с любовью и добротой относиться к зрителю — редкое явление в современном театре.
МОМЕНТ ВЗЛЕТА
Если бы сейчас мне пришлось выбирать три спектакля, которые предстоит играть всю оставшуюся жизнь, то я бы назвал «Любовь после жизни», «Наш городок» и «#Женитьба_net». Остальные роли и спектакли я люблю не меньше, но эти названия приходят в голову в первую очередь. Все они поставлены разными режиссерами и в каждом у меня большие, красивые роли. Говорят, маленьких ролей не существует и все зависит от глубины артиста. Мое субъективное мнение: маленькие роли есть и их гораздо больше, чем может показаться. Более того, не все артисты интересные и не все материалы глубокие. Крупных ролей за всю жизнь может быть две-три, зато в них бездна, которую можно копать бесконечно.
Когда роль позволяет расти и меняться вместе с ней, тогда и интерес к профессии с годами не угасает, даже если спектакль требует напряжения всех физических и душевных сил. Таким для меня, к примеру, является спектакль «Любовь после жизни», который мы с Региной Щукиной играем более десяти лет. Во-первых, партнерство с Региной на сцене — это чистое наслаждение. Во-вторых, важно подчеркнуть, что мы оба не медийные актеры. Возможно, какой-то процент людей в зале знает нас, но большинство приходит из-за названия. Тем не менее, под конец спектакля весь зал аплодирует стоя. На сцене нет декораций, на протяжении двух актов мы вдвоем и нам не за что спрятаться. Возможность завоевать внимание зрителя только собой и своей историей — настоящий подарок жизни, чистое искусство.
И в то же время — настоящая каторга, если рассматривать актерскую природу глобально. Сегодня ни для кого не секрет, что актерская профессия, как и любая другая, предполагает длительный, упорный, мучительный труд. На сцене я проживаю ситуацию нервами и сердцем, а мозг, в свою очередь, не чувствует разницы между фантазией и реальностью. У него нет чувства юмора, он работает автоматически. Если на сцене я играю скандал и довожу себя до белого каления, мой организм проживает это по-настоящему. Подобную эмоциональную нагрузку обычно переживают в случае сильного потрясения. Однако, когда оно происходит три раза в неделю, появляется возможность прикоснуться внутри себя к таким вещам, о которых никогда раньше не подозревал. Это редчайшее ощущение, ведь несмотря на то, что оно перебалтывает все твое естество, с дальнейшим моментом взлета на сцене расстаться уже невозможно.
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ГРИБ
Конечно, вкус и любовь к профессии с годами трансформируются, это абсолютно естественный процесс. Я признаюсь себе в том, что отдавать энергию театру, не жалея себя, смогу еще 5-7 лет. Не исключаю, что потом возникнет больше бережливости по отношению к себе и своему здоровью, но пока сил достаточно. Сейчас я задействован в двадцати спектаклях в разных театрах Санкт-Петербурга. Помимо Молодежного, около девяти лет работаю у Юрия Гальцева в Театре эстрады, а также продолжаю участвовать в самостоятельных постановках. Например, сейчас работаю в спектакле «Спасти рядового Гамлета» с Юрием Стояновым.
Так же совсем скоро выйдет сериал для одной из платформ, в котором я исполняю комедийную роль. С кино я на «Вы», в очень уважительных отношениях, но нельзя сказать, что мы друг без друга не проживем. Чтобы развиваться в кино, нужно отодвинуть на второй план две важные для меня вещи — театр и педагогику. А я, в первую очередь, «театральный гриб». Мне нравится несколько вечеров в неделю выходить на сцену и говорить со зрителем о самом значимом — о человеке и его внутреннем мире, о любви и неверности, о дружбе и предательстве. О жизни, наконец.