Места хватит всем: смотрим спектакль «Стулья» в Молодёжном театре на Фонтанке

Источник: Газета Metro Петербург
Текст: Святослав Тарасенко

Китайская студентка Линли Цзян, ученица Семёна Спивака, поставила на сцене абсурдисткую пьесу (16+) классика жанра Эжена Ионеско. Metro посмотрело, что из этого вышло.

Режиссёр: Линли Цзян
В ролях: Фёдор Фролов, Анастасия Пащенко, Екатерина Никитина, Максим Малуев, Матвей Черников
Продолжительность: 1 час 40 минут

О чём спектакль: Очень пожилая пара – старик и старуха, вместе давным-давно. Так давно, что и они уже не помнят, Душенька и Семирамида – это их имена или придуманные в минуту любовного единения прозвища. Но вот к ним один за другим начинают прибывать гости, а старикам надо только успеть рассчитать, сколько стульев потребуется, чтобы их рассадить…

Впечатления обычного зрителя: Особую ноту в премьеру "Стульев" внесли зрители. Человек пятнадцать во второй части спектакля вышли из зала, следуя за первым "смельчаком", словно за гамельнским дудочником. В обычной ситуации этого бы никто не заметил, но на малой сцене Молодёжного театра на Фонтанке пространство жёстко не разделено, так что женщины и мужчины разных лет дефилировали по соседству с декорациями, становясь фактически участниками действия. Ионеско бы точно понравилось, как некоторые из них долго мялись в углах, пытаясь не обращать на себя внимания и не мешать актёрам. Другие же шли напролом, желая поскорее оказаться на свежем воздухе, как будто повторяя нехитрые движения исполнителей главных ролей: те использовали стремянку в качестве окна в реальный (или ирреальный) мир улицы, откуда в их квартиру то и дело сиротливо пробирались звуки.

Ставить Ионеско непросто, тем более для дебютанта. Линли Цзян, студентка РГИСИ, сотворила яркую и динамичную драматическую клоунаду, взяв в "партнёры" молодых актёров, которые провели почти два часа на сцене вдвоём. В этот временной отрезок авторы вместили визуальные цитаты из фильмов Чарли Чаплина и Бастера Китона в стиле пантомимы, нестандартные находки (особый шик – обыгранные воспоминания героев о знакомстве и своей молодости), виртуозное перемещение по крошечной сцене, словно это балет с реквизитом, мгновенное превращение из стариков в юных влюблённых, ироничное общение с несуществующими гостями и настоящие эмоции во всей их многогранности, которые замечательно передали Фёдор Флоров и Анастасия Пащенко. Независимо от вашего восприятия абсурдистской постановки, за их театральное будущее можно не волноваться.

Несмотря на характер пьесы с её лабиринтом смыслов, "Стулья" – достаточно удачная точка вхождения для всех, кто никогда не сталкивался с театром абсурда и Ионеско, в частности. Здесь каждое двойное дно – как на ладони, а все послания автора и режиссёра легко читаются. Подведение жизненных итогов похоже на клубок, который разматывается во все стороны и затрагивает очевидные человеческие, но всегда непростые темы: от одиночества и несбывшихся мечтаний до смысла жизни и любви, над которыми зримо и не очень реет Смерть. Тут она действительно с большой буквы и несколько раз появляется на сцене в напоминание.

В конечном итоге у Линли Цзян получилось поставить такого Ионеску, каким он и должен быть: узнаваемый фарс с трагикомическим послевкусием, но требующий определённой работы со стороны зрителей, где не расжёвано решительно всё и не превращено в шоу. Овации в финале говорят о том, что свой экзамен китайская студентка уж точно выдержала.
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо