Источник - "Планета красота", декабрь 2013. Текст - Е.Глебова.
Очень непросто говорить об этом спектакле. Слова кажутся бесцветными и плоскими, не способными передать того ощущения отчаяния и надежды, которыми буквально пронизан воздух городка провинции Сычуань. И уж совершенно невозможно объяснить, почему после четырех с половиной часов действия, промелькнувшего с невероятной быстротой, ты выходишь на холодную осеннюю улицу, но, не замечая ни ветра, ни дождя, продолжаешь стоять на городской площади вместе с бедной маленькой Шен Де, которая все еще не верит, что боги оставили ее.
В новой работе художественного руководителя Молодежного театра на Фонтанке народного артиста России Семена Спивака «Последнее китайское предупреждение» по пьесе Бертольта Брехта «Добрый человек из Сычуани», абсолютно по Брехту, исчезла та самая «четвертая стена», которая разделяет происходящее на сцене действие и зрительный зал.
Мелькают последние кадры старого доброго фильма «Великолепная семерка», зло наказано, и можно выдохнуть, утерев слезы умиления. Горожане, еще минуту назад сопереживавшие киношным героям, в своем реальном мире превращаются в холодную равнодушную стену, сквозь которую не пробиться никаким просьбам о помощи. Даже если они исходят от представителей небесных сфер. А, впрочем, им не дано увидеть чудесного появления трех богов, спустившихся на землю в поисках хотя бы одного доброго человека.
Эффектная троица в белых костюмах (Петр Журавлев, Вадим Волков, Юрий Сташин) приходит из голубого тумана и, оставив на время свои крылья, для начала пытается решить ничтожную проблему – найти ночлег. Но поиски тщетны, так же как и попытки водоноса Вана (Александр Андреев) помочь пришельцам и достучаться до своих безразличных собратьев. Среди наглухо закрытых сердец находится лишь одно, способное сострадать. И принадлежит оно проститутке Шен Де (Эмилия Спивак) – наивной и доброй. Но именно доброта сыграет в дальнейшем злую шутку. Боги счастливы, что нашли хорошего человека (ведь их миссия на земле выполнена успешно), они награждают Шен Де деньгами, и теперь девушка может выбраться из нищеты, заняться достойным делом. Да, все складывается прекрасно. Шен Де покупает табачную лавку, строит планы, но в тот же миг становится мишенью для зависти. И события закручиваются как в народной мудрости – «Не делай добра – не получишь зла». Чем больше Шен Де сострадает и протягивает руку помощи, тем больше оплеух получает. И вот уже ее дом заполнен семейкой ряженых оборванцев, которые открыто издеваются над ней. И где тот предел терпения, когда, по словам Бертольта Брехта, «ненависть к подлости тоже искажает черты»?
В каждом человеке есть темная и светлая стороны. Все зависит от обстоятельств. Так появляется кузен Шой Да – грубоватый и развязанный ковбой, как будто бы из старой киноленты о семерке смелых. Он спасает Шен Де от разорения и насмешек, но постепенно превращается в жестокосердого надсмотрщика. Эмилия Спивак, удивительно чуткая и пластичная актриса, сумела воплотить две эти ипостаси, не переигрывая, не скатываясь в откровенный гротеск. Хотя отдельные сцены очень комичны. Например, соблазнение домовладелицы Ми Дзю (Алла Одинг), не устоявшей перед мощным обаянием хрупкого «ковбоя». Или диалог Шой Да с возлюбленным своей «кузины», который «как мужчина мужчине» откровенно говорит об истинном интересе к Шен Де, точнее, к ее деньгам.
И все же, несмотря на жестокость всего происходящего, герои спектакля Семена Спивака вызывают сочувствие и сострадание. Это несчастны люди, задавленные безденежьем, голодом, бездуховностью. В них все перемешано, все запутано, и они сами уже не понимают, где свет, а где тьма. У летчика Ян Суна (Сергей Малахов), потерявшего работу, в буквальном смысле подрезаны крылья, а звуки летящего в небе самолета болью отзываются в сердце. Он предает полюбившую его Шен Де за триста серебряных долларов, а, по сути, за тридцать серебряников. В заговоре участвует его мать, Госпожа Ян (Татьяна Григорьева), но для этой старой несчастной женщины счастье сына – главное, а, значит, все средства хороши. Семья из восьми человек – оборванцев и мелких воришек (удивительно слаженная работа студентов СПГАТИ, курса С.Я. Спивака) – зубами вгрызается в табачную лавку Шен Де, чтобы урвать хоть что-то, хоть на короткий миг. И если даже водонос Ван оказывается, по выражению трех богов, «с гнильцой» (они обнаруживают утолщенное дно в кружке, в которой он продает воду), то лишь потому, что торговец пытается свести концы с концами. Боги, вы видите все это? Да, они видят. Их и самих пребывание на земле потрепало изрядно: от костюмов «с иголочки» остались лохмотья, элегантные шляпы измяты. Они спешат удалиться, надев свои волшебные крылья.
Вопрос о том, можно ли сделать людям последнее китайское предупреждение — смягчить нравственные заповеди и тем самым облегчить земное бремя, остается открытым. Значит, у каждого только собственный выбор.
Брехт задумал вначале эту пьесу как бытовую драму, назвав ее «Товар любовь», но, по прошествии одиннадцати лет, когда, наконец, была поставлена последняя точка, изменил и название, и замысел, придав ему форму драматической легенды.
Спектакль Семена Спивака «Последнее китайское предупреждение», наполненный энергией света (художник по свету Евгений Ганзбург) и музыки (композитор Игорь Корнелюк), представляющий тончайшие срезы человеческих характеров (это отражено и в сценографическом решении Владимира Фирера), стал притчей о любви, которая все терпит, все прощает и не мыслит зла. И пока на земле остается хоть один человек с открытым любящим сердцем, у этого мира будет шанс не потонуть во мраке.