Источник - "Невское время", 18 марта 2014
Текст - Людмила Филатова
К 30-летию творческой деятельности в Молодёжном театре на Фонтанке актрисы Аллы Одинг.О ней хочется говорить высокопарно: царственная, великолепная, роскошная… Эта актриса будто сошла с полотен тех старинных мастеров, которые ценили высоту лба, глубину чарующих глаз, божественно полуопущенные веки и выразительность губ. Но «очарованием блондинки» не исчерпывается актёрская природа этой удивительной женщины, – напротив, вспоминая её в роли (любой!), ловишь себя на мысли о том, как всё-таки сильна власть стереотипов.
Кто-то когда-то сказал об Алле Одинг, уповая на простоту штампа, что её красота сродни кустодиевской, темперамент – сангвинический, а закрепившееся амплуа – «королева». Тем хуже для тех, кто поверит в это, ибо дарование артистки и диапазон её возможностей гораздо шире, чем может показаться… тому, кто редко ходит в театр.
Безусловно, роль королевы Анны («Стакан воды» Эжена Скриба) стала вехой в биографии актрисы и без преувеличения достойна попасть в учебник по актёрскому мастерству, но как раз в силу того, что была сделана на сопротивление. Как упоительны жесты этой пленительной, хоть и недалёкой властительницы, с каким трогательным нетерпением сердца она ищет ответа на своё чувство – пусть иллюзорного, но такого желанного, жизненно необходимого!
Не утверждая наверняка, что генеральная актёрская тема Аллы Одинг – жажда любви, можно привести ещё один пример – роль вдовы в недавнем спектакле «Последнее китайское предупреждение» по пьесе Бертольта Брехта «Добрый человек из Сычуани». Несколько сцен, складывающихся в целую биографию, кто ещё мог бы несколькими штрихами передать весь ужас жизни без мужчины, одиночества, отсутствия мужской ласки? В дуэте с партнёршей актриса выходит победительницей не из-за того, что сильнее как мастер, а потому что играет органичную для себя тему.
Но при всей серьёзности погружения в роль Алла Одинг прежде всего – Лицедейка, в лучшем, высоком смысле театрального слова. Не случайно роль Эстер в спектакле «Священные чудовища» Семёна Спивака (2002) получилась такой многогранной, головокружительно вдохновенной и вместе с тем трезво, рационально сделанной. В такой Эстер – нежной, остроумной, талантливой – отразилась как в капле воды индивидуальность артистки, как огня боящейся «зажиреть сердцем», остановиться, прекратить играть… Автору этих строк посчастливилось присутствовать на репетициях этого спектакля, и то, как работала Алла Одинг, отпечаталось в памяти навсегда. Алла была так собранна и замкнута, что это поначалу даже чуть-чуть пугало. Но вот прогон – и перед нами блестящие импровизации, мягкое подтрунивание над автором, режиссёром, профессией, эпохой… На премьерных показах её Эстер была чуть сентиментальнее, чем задумывалось, но со временем спектакль стал тем, в чём всегда, думается, видела свою стихию Алла Одинг, – игрой без сомнений, игрой без оглядки… игрой с тем, чем обычно предпочитают не шутить.
Её профессиональная позиция далека от выспренности и пафоса, хотя и за тотальную иронию, спасительную соломинку нашего времени, она никогда не пряталась – слишком много в ней тёплого, личного, человеческого. Этот ненавязчивый, скромный, но принципиальный консерватизм позволяет ей уже много лет сохранять верность Театру на Фонтанке – своему театру-дому. И это тем более ценно сейчас, когда само понятие дома вот-вот рухнет и рассыплется в прах.