Источник - PROТЕАТР info 19.03.2016
Через год будет уже 120 лет со дня рождения гениального испанца Ф.Г. Лорки. Его поэзия великолепна, но мало кому знакома. А вот его драматургическое произведение – «Дом Бернарды Альбы» покорило мировую сцену. Написанное за пару месяцев до гибели, оно осталось жить и нести нам эту историю о семье, страстях, борьбе за свободу, и запрете на любовь.
В Молодежном театре на Фонтанке спектакль «Дом Бернарды Альбы» идет второй год. Поставленный Евгением Титовым, он является одним из самых ярких работ и режиссера и театра, несмотря на то, что является дебютной для Титова, известного более, как актер Молодежного театра на Фронтанке и играющего там аж с 2004 года.
«И нет хуже ничего, чем родиться женщиной «- так считает одна из героинь драмы ‘ Дом Бернарды Альбы’. Из этой реплики можно понять о чём пойдёт речь в спектакле. Шесть женщин (не считая служанки и бабушки) в замкнутом пространстве дома, превращенном одной из них, Бернардой, в настоящий моральный застенок – суровая реальность, которая с особой остротой чувствуется в постановке…
Сама пьеса была написана в 1936 году испанским писателем, Фредерико Гарсией Лорка, столь рано и трагически погибшим. Родственники поэта считали, что сюжет » Дома Бернарды Альбы» был навеян воспоминаниями из детства, ведь дом женщины, послужившей прототипом Бернарды, стоял по соседству в селении Аскероса и события происходящие в пьесе были в действительности. И драма поэтому сельская, крестьянская, о доме, «чистом» снаружи, в версии, предоставленной окружающим и «грязном» внутри. Вернее, не столь грязный, сколь наполненный свойственными людям страстями.’
Действие пьесы происходит на юге Испании. Бернарда объявляет восьмилетний траур по умершему мужу. В её доме остаются сама Бернарда, пять её дочек, сумасшедшая мать Бернарды и две служанки. Старшая дочь Ангустиас (Надежда Рязанцева) получает от неродного отца наследство. Из-за наследства к ней сватается Пеппе Римлянин. Параллельно в Пеппе влюбляются две дочери Бернарды: Адела и Мартирио. Из-за ревности и зависти между сёстрами начинаются конфликты. Бернарда запрещает смотреть дочерям в сторону мужчин. Однако, Адела вступает в связь с Пеппе, о чем догадываются служанка Понсия и Мартирио. Понсия пытается предостеречь Аделу. И предупредить Бернарду, но Бернарда слепа. За три дня до свадьбы Пеппе с Ангустиас, Мартирио застает Аделу с Пеппе, зовёт мать и сестёр. Бернарда стреляет в Пеппе, но промахивается, Мартирио лжет Аделе будто Пеппе мертв. Адела вешается, а Бернарда не хочет, чтобы кто-нибудь узнал, что её дочь умерла не невинной, поэтому просит дочерей молчать. Все вроде бы просто, хотя и немного запутано, на первый взгляд, но как все сложно оказывается на самом деле, когда всматриваешься в спектакль получше…
Спектакль, как и пьеса, становится метафорой несвободы. И кажущаяся свободной, потому что в ее власти руководить другими, Бернарда оказывается едва ли не самой несвободной. Роль Заслуженной артистки России Екатерины Унтиловой ( Бернарда ) получается многозначной, как и полагается в этой пьесе, и в то же время столь же, как-то по ибсеновски трагичной. Не столь злобным тираном, как можно подумать. Но женщиной, неприемлющей любовь совершенно и поэтому обрекающей дочерей на участь старых дев. Бернарда считает опасной любовь, но спасаться от любви получается намного опаснее. А вот Заслуженная артистка России Татьяна Григорьевна (Понсия ) – именно тот серый кардинал, который на самом то деле может больше, чем все остальные, несмотря на свой более низкий социальный статус.
Цветовые доминанты спектакля, удачно расставленные художником-постановщиком Еленой Беккер – черный и серый, да белый в одеяниях молодых девушек — дочерей Бернарды, как символ чистоты, которую она так ревностно блюдет в своих дочерях. Но именно эти белые одежды смотрятся таким контрастом внутреннему состоянию и желаниям страстных бунтовщиц!
Из декораций — высокие серые, словно тюремные, стены с глухими окнами, простые белые стол, стулья, плиты на полу… Никакого мещанского уюта, прописанного в тексте самой драмы Лорки. Редкие яркие акценты, вроде изумрудно-зеленой куклы Мортирио (Анна Геллер), алые пятна на рубашке Аделы (Анастасия Тюнина), яркое желтое пятно солнца снаружи, как символ того, что там, за пределами домашней клетки есть радость жизни… Об этой о клетке писал Лорка в своем маленьком стихотворении «Квартал кордовы», предпосланном данной рецензии. Вернее, ей предпосланы первые строки, а другие, продолжающие и завершающие стихотворение, звучат иллюстрацией к финалу этой драмы, сливаясь в одну картину, один роковой сюжет: «У девушки мертвой, девушки в белом платье, алая роза зарылась в темные пряди. Плачут за окнами три соловьиных пары. И вторит мужскому вздоху открытая грудь гитары».
Любовь бывает разной: искренней, первой, неразделенной, взаимной… Эта история, рассказанная на сей раз о безумной, но нереализованной любви, вернее, женском любовном потенциале, который, оставаясь неудовлетворенным, разрушает людей изнутри, замкнутый в клетку, он эту клетку разрушает все равно. У кого-то быстро и ярко, как у Аделы. Но она и ярче всех смогла прикоснуться к настоящей живой плотской любви именно в естественной ее форме. И именно поэтому жизнь без любви уже становится для нее немыслимой и кроме смерти не видится другого исхода. А вот всех остальных, оставшихся жить, нереализованная любовь будет разрушать изнутри медленно, превращая людей в благопристойных снаружи и все более страшных и мертвых внутри…