Источник - "Театрал", 5 мая 2017
Текст - Виктор Борзенко
НА "ФОНТАНКЕ" ВЫХОДИТ ВАМПИЛОВ
В нынешнем году драматургу Александру Вампилову исполнилось бы 80 лет. К юбилейной дате Молодежный театр на Фонтанке выпускает премьеру спектакля «Прошлым летом в Чулимске» в постановке художественного руководителя театра Семена Спивака и режиссера Ларисы Шуриновой. Первые показы пройдут 5 и 6 мая. В преддверии премьеры «Театрал» поговорил с постановщиками и участниками спектакля.
– Ваш театр всегда отличался тем, что спектакли репетируются долго и без особой гонки. А здесь вдруг – юбилейная история и давно объявленные даты премьеры. Вам это не помешало?
Семен Спивак. Пьеса, конечно, очень сложная, но особых проблем не было. Дело в том, что идея этой постановки пришла Ларисе Викторовне Шуриновой еще три года назад. Мы искали исполнителей, потом был тщательный застольный период, разбор пьесы. Конечно, репетировали мы не три года подряд, но в общей сложности год. Да?
Лариса Шуринова. Примерно так. Подбирали артистов, читали пьесу, разбирали сцены. Я к Вампилову отношусь с пиететом. Из советских драматургов он для нас первый. Там объем колоссальный и есть тонкость психологических отношений. Неисчерпаемый автор. Все время чего-то новое находишь в его текстах, очень интересно работать.
– В любом спектакле важна интонация времени. А в Вампилове в чем вы находите созвучие нынешнему дню? Почему он актуален?
Спивак. Вообще-то мы не используем слово актуальность. Мы используем другой термин – «общечеловеческая идея». То есть она не сегодняшняя и не вчерашняя, и не завтрашняя. Она – в большом отрезке времени. Вампиловский сюжет не устареет во все времена. Это прежде всего пьеса о любви, поскольку ни одно великое произведение еще не обходилось без этой темы.
Сколько раз мы замечали, как в жизни какого-либо человека происходит перерождение, когда хороший молодой человек вдруг становится циничным и расчетливым, словно движется он от духовности – к чему-то порочному, искореженному. Вот и в нашем спектакле главная героиня Валентина – девушка очень чистая, честная, а мир заставляет ее стать другой, подтачивает, можно сказать. И вопрос этого перерождения меня очень волнует. Поэтому я и задумал спектакль об исчезающей чистоте.
Константин Воробьев, актер. Понимаете, мы живем в мире, в котором давно стали редкостью взаимопонимание, искренность и любовь. За примерами далеко ходить не надо. До недавнего времени я много снимался в кино – сейчас вернулся в труппу театра, поскольку в какой-то момент надоело слушать циничные требования кинопродюсеров. Там современных героев и героинь ориентируют почему-то на агрессию, на стяжательство. Они беспрерывно интригуют, что-то пробивают, достают, ведут сложную борьбу с окружающим миром. А показать нормального, скромного интеллигентного человека на экране – это теперь равносильно преступлению. Поэтому лично у меня острая потребность в хорошей драматургии – в той драматургии, которая открывает человека человеку.
Я стал зависать на старых фильмах. Пересмотрел недавно Шукшина «Живет такой парень» и понял, что таких интонаций в кино сейчас нет вообще. Но, к счастью, у нас есть театр.
– Как вам кажется, Вампилов сегодня подзабыт?
Зоя Буряк, актриса. Нет. За последнее врем у нас в городе вышло уже три спектакля по Вампилову. Совсем не забыт, к счастью.
– Конкуренции не боитесь?
Спивак. Мы однажды выпускали спектакль «Мещанин во дворянстве» Мольера и были четвертыми в городе с этим названием, что вовсе не помешало нам собирать полные залы. Народ с удовольствием шел на премьеру.
Шуринова. Шел потому, что Мольер – это классика. И Вампилов тоже классика, ведь в этой драме бьется живой нерв. Судьбы персонажей пересекаются в маленьком городке Чулимске. Утро начинается с надежды, а вечер ломает судьбу юной Валентины. Девять человек – девять судеб. Каждого так или иначе ранила жизнь. Это спектакль о человеческой боли. И мне хочется, чтобы он «уколол» зрителя, и тот понял: нужно быть очень внимательным и трепетным по отношению к близким.
Буряк. В жизни часто так бывает, что нам кажется, будто источник наших бед не в нас самих, а в соседе, который не дает нам жить. Всегда кто-то виноват. А Вампилов заставляет посмотреть нас вглубь себя: может быть, в нас самих что-то не так?
– У вас один из немногих театров в России, который даже в самые сложные времена не держался за кассовую комедию. И при этом всегда были полные залы. В чем секрет?
Воробьев. Никакого секрета нет. Театр дает зрителям то, что они недополучают в медиапространстве. Кругом шоумания и скетчи, а у нас – драма.
Артур Литвинов, актер. Все что мы видим по телевидению, это зеркало общества. Как говорил Тарковский, каждое время диктует свой спрос на искусство. И люди порой идут в театр ради чистого развлечения, словно здесь какой-то клуб. Хотя на самом деле театр должен оставаться таинством.
Плюсы медиапространства заключаются в том, что молодые люди быстрее развиваются, но это «поверхностные знания». А минус в том, что из-за этой суеты ты забываешь о важных общечеловеческих вещах, о душе, о нравственности. И только в театре люди видят себя, свои проблемы, потому что с помощью чуда на сцене можно попасть в общечеловеческую боль: мол, у меня точно так же было.
А если говорить конкретно о нашем театре, то еще одна важная его черта заключается в том, что режиссер умеет работать с артистами. Все спектакли строятся на актерской индивидуальности. Это значит, что Семен Яковлевич уметь возбудить в актере правильное чувство, донести ту мысль, которая волнует. Не каждый режиссер умеет это делать. Не каждый может пробиться к своему зрителю. Зал – строгий экзаменатор. Но я на «Фонтанке» научился одному важному правилу: если будет интересно нам, то будет интересно и зрителю. Вот и весь секрет.
– «Прошлым летом в Чулимске» станет 42-м спектаклем в репертуаре вашего театра…
Спивак. При этом еще три постановки мы собираемся снимать, так что он будет не 42-й, а 39-й.
– 39 названий это тоже ведь очень много. Нет тревоги, что накопится, скажем так, критическая масса, и большое количество спектаклей снизит качество актерской игры?
Спивак. Нет. Даже давние наши постановки, идущие в репертуаре больше десяти лет, мы репетируем и чистим. Постоянно их обновляем, держим в рабочей форме, поэтому опасений нет. Хотя вы правы: внимательное отношение к репертуару должно сохраняться. Спектакли – как вещи, на которые оседает пыль. Поэтому режиссер выступает еще и в роли матери. Мы вроде бы не замечаем мамины усилия. А на самом деле, это ежечасная работа– почистить, накормить, проследить, заготовить, убрать и т.д. Вы спрашиваете: есть ли усталость? Когда работа совпадает с любимым делом, – это счастье. От усталости нет и следа…