Исполнилось 85 лет со дня рождения одного из основателей Театра на Фонтанке Владимира Малыщицкого
Текст: Елена Алексеева
Среди многочисленных юбилейных дат осени не затерялась дата средней округлости — 85 лет со дня рождения одного из основателей Театра на Фонтанке Владимира Малыщицкого (на снимке). В Доме актера прошел вечер его памяти, подтвердивший, что режиссера помнят не только соратники, актеры первого созыва — от Елены Соловьевой, Валерия Кухарешина и Нины Усатовой, но и писатели, чьи произведения он переносил на сцену, поэты, музыканты, а главное — зрители. О Малыщицком напоминает и Камерный театр его имени, в котором живет дух студийного движения, охватившего в 1970‑е весь город. В театрах-студиях (одним из первых был «Студио» Малыщицкого при ЛИИЖТе) кипела жизнь, там начинали и будущие профессионалы, и бескорыстные актеры-любители, видевшие в самодеятельном искусстве альтернативу театру казенному, переживавшему эпоху застоя.
Режиссер был неутомимым строителем театров. После увольнения из созданного им Молодежного театра он продолжал работать — ставить спектакли, собирать вокруг себя талантливых людей и, естественно, раздражать начальство. Его защищали и Георгий Товстоногов, и Юрий Любимов, и Даниил Гранин, давали временное прибежище, но он рвался к самостоятельности, и, где бы ни появлялся — в «Ленконцерте», БДТ или в Царском Селе, всюду возникал его авторский театр. Возмутителем спокойствия он не перестал быть, даже обретя крышу над головой. Бунтарский дух Владимир Малыщицкий сохранил до конца жизни. Чем и продолжает восхищать тех, кто знал его лично или видел его спектакли. Один из самых знаменитых назывался пророчески — «И дольше века длится день».
Стремление к совершенству, творческое беспокойство вообще в природе театра. Конечно, временами его одолевает тяга к стабильности, но тут же что‑то случается, и приходится вспоминать, что спектакль живет «здесь и сейчас» и всякий раз рождается заново. Скажем, в прошлом сезоне на Новой сцене Александринки вышла премьера спектакля «Мейерхольд. Чужой театр» (18+), основанного на реальных событиях изгнания режиссера из театра, им созданного. Постановка была резонансной, но Валерий Фокин, как видно, в результате сомневался. И вот недавно первого исполнителя главной роли сменил актер, с успехом начинавший творческий путь как раз в александринской труппе. Всеволода Мейерхольда теперь играет Александр Баргман. Театралы знают его не только как актера, но и как режиссера, выпустившего десятки интересных спектаклей в театрах Петербурга и далеко за его пределами. Последняя из его ярких премьер состоялась в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской, но и переход через Невский прошел весьма успешно.
Питерским артистам и режиссерам «броуновское движение» вообще все более свойственно. Непоседам живется нелегко, зато интересно. В свое время много шуму наделала маленькая заметка в газете «Ленинградская правда» под заголовком «Алиса Фрейндлих переходит Фонтанку». Тогда Театр Ленсовета лишился примадонны, зато труппа БДТ обогатилась актрисой, которую до сих пор жаждут видеть на сцене толпы зрителей. Увы, недавно театр объявил о снятии с репертуара аншлагового спектакля «Лето одного года», Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих решили больше его не играть. И все же нас не покидает надежда видеть главных звезд БДТ не только в кино, но и на сцене. Чудеса ведь случаются… Переходила же Алиса Фонтанку еще раз — когда играла «Оскара и Розовую даму» по приглашению Владислава Пази в театре на Владимирском…
Кстати о Театре Ленсовета. Там тоже постоянно что‑то происходит. Бывает, от роли отказывается даже Михаил Боярский — дело житейское. Но сейчас у нас есть шанс увидеть новых исполнителей в хите прошлого сезона: «Театральный роман» (16+) обрел нового исполнителя роли Генерального секретаря — его в очередь с Боярским играет Александр Сулимов, и нового Максудова — Федора Пшеничного. Если кто не помнит, он не только актер, но и режиссер этого театра, так что для булгаковского дебюта ему даже не пришлось переступать порог театра. Приятно, когда таланты находятся буквально под рукой.