Иные берега Анны Геллер
Текст: Татьяна Коростелева
В творческой биографии актрисы Молодежного театра на Фонтанке Анны Геллер был телесериал «Иные» — остросюжетная психологическая драма, о которой актриса говорит: «Тема инакомыслящих, иного вероисповедания актуальна сегодня в обществе. Как важно не скатиться в злобу, агрессию, а уважать “иного” человека».
Она сама — иная. «Вы не такая, как все» — реплику из «Трех сестер» можно отнести ко многим ее персонажам. Актриса, героини которой действуют в основном вопреки. Вопреки предначертанной судьбе, вопреки среде, семье, обстоятельствам, традициям… И сама актриса вдруг выдаст такой озорной, острый, гротескный рисунок роли — вопреки имиджу лирической героини. Она все время стремится расширить творческое пространство, ее словно тянет к иным берегам, где жизнь «опять предстанет странной, закутанной в цветной туман».
В спектакле «Любовные кружева» инакость, необычность ее Елены сразила молодого купца Андрея Белугина. В основательный купеческий мир впорхнула райская птица в шелках, очаровательное виденье — счастливый молодой голос, сияющие глаза… Андрей (его роль замечательно играл Леонид Осокин, рано ушедший из жизни, сейчас играет Юрий Сташин) готов был ради красавицы на все. При внешней легкости, полетности рисунка, Елена переживает серьезную внутреннюю эволюцию, в финале она, вопреки паутине кружев, которые плел вокруг нее красавец Агишин (Андрей Кузнецов) выбирает настоящее чувство и несокрушимую мужскую преданность. Много лет живет на сцене Молодежки спектакль С. Спивака «Крики из Одессы» по И. Бабелю, и все так же хрупка, нежна, воздушна прекрасная, влюбленная Двойра Анны Геллер, устремляющаяся ввысь вслед за летящим «танцем рук». В земном, мрачном, ночном доме Менделя Крика («Делай ночь, Нехама») она играет дневную, светлую роль.
В спектакле «Отелло» (постановка С. Спивака, режиссер А. Утеганов) ее Эмилия была свободной, независимой женщиной Возрождения, и в этом качестве становилась героиней первого плана. Запоминалась ее дерзкая, вызывающая походка, актриса обладает великолепной пластикой. Для молоденькой, наивной Дездемоны Эмилии Спивак она была наперсницей, подругой, старшей сестрой, наставницей. Но вскоре в этом жизнерадостном наполнении роли зазвучит трагическая нота, когда героиня Анны Геллер прозреет, что ее муж Яго стал центром интриги, погубившей и Дездемону, и Отелло.
Многие свои главные роли Анна Геллер сыграла в спектаклях Семена Спивака. Студентка первого его выпуска в Театральном институте, она с тех пор ведет с Мастером постоянный и продуктивный творческий диалог. В первом действии «Трех сестер» она вся распахнута навстречу солнцу, радости, веселью, ожиданию счастья. Как принцесса в мантии и короне она стоит на «троне» в окружении верных рыцарей.
Актриса потрясающе играет резкий контраст между первым и вторым действием. Улыбка погасла, сменилась истерическими выкриками, немотивированным раздражением. Жизнь уже проехалась по ней, как поезд, рельсы которого проложил на сцене сценограф Март Китаев. К финалу Ирина смиряется, приходит к приятию жизни: «Дорогие сестры, будем жить…» Роль Ирины в чеховских «Трех сестрах» позволила говорить об Анне Геллер, как актрисе глубокого драматического содержания.
Бывают странные сближенья… Возникла своеобразная перекличка между спектаклем «Дом Бернарды Альбы» по Ф. Г. Лорке, поставленным учеником Спивака Евгением Титовым и драмой «Васса. Мать» по М. Горькому в постановке Семена Спивака и Екатерины Унтиловой.
В «Бернарде Альбе» Анна Геллер играет горбунью Мартирио, демонстрируя яркие находки в создании трагикомического образа домашнего клоуна, паяца. Но в ее шутках много сарказма, обиды на жизнь, на стройных сестер, на мать… И вопреки физической ущербности, она страстно борется за свое грешное женское счастье.
Свою героиню Анну в спектакле «Васса. Мать» сама актриса называет инородным телом. Молодая, элегантная женщина в брючном костюме, в эту патриархальную семью она является как вестник из другого мира, с иных берегов. Актриса являет здесь все богатства сценической выразительности. Анна расточает улыбки, раздает подарки, лучится доброжелательством, наблюдает с иронией над происходящим, вроде пытается усмирить кипящую семейную магму. Но постепенно как-то встраивается в законы семьи, и вот уже шантажирует мать, предлагая компрометирующие письма дяди Прохора в обмен на расписку об отказе на наследство.
Принципиально иным, выламывающимся из репертуара стало обращение актрисы к дневникам Ольги Берггольц. «Есть роль, которую я сама себе подарила, даже не роль, а визуализация, сценическое воплощение Ольги Берггольц в спектакле режиссера Ларисы Шуриновой “Ольга. Запретный дневник”. Это независимый проект, он идет вне стен Молодежки».
В книгу «Ольга. Запретный дневник» вошли письма, заметки, стихи о прожитой жизни — личной и общей, народной: «Я говорю, как плоть твоя, народ, по праву разделенного страданья». Этот дневник — один из самых откровенных и разоблачительных документов эпохи. В спектакле есть сцена, где героиня Геллер сжигает на спиртовке бумаги, а фоном звучит «Песня о встречном», написанная мужем Берггольц Борисом Корниловым, расстрелянным в 1938 году. Но, похоже, рукописи действительно не горят…
Анна Геллер не перевоплощается в образ, она как бы свидетельствует от имени поэта, погружается в историческое время, в высокую поэзию, присваивает чувства, переживания, пропускает через себя пронзительные строки. И все же главное здесь не исчерпывается талантливым актерским исполнением. Спектакль «Ольга. Запретный дневник» — это гражданский поступок режиссера и актрисы, личное высказывание через тексты большого поэта.
Совсем уже с иных, парижских берегов окликает актрису героиня недавней премьеры — Надежда Тэффи. Спектакль «Тэффи. Бег» по книге воспоминаний Надежды Тэффи и стихам Блока, Маяковского, Хлебникова — это авторский проект актрис Молодежного театра на Фонтанке Анны Геллер и Алисы Варовой. Идея и инсценировка Анны Геллер. Как и героиня предыдущего спектакля, Тэффи прошла через ад взвихренной истории ХХ века, прежде чем попасть в Париж. Скиталицы, страдалицы, страстотерпицы… Анна Геллер безупречно верна себе, обладая удивительно цельным, глубоким и чутким мировоззрением. Неисчерпаема ее творческая палитра: психологическая утонченность образов в сочетании с острой эксцентрикой, совершенство пластики, волнующий, всегда узнаваемый голос…
Царевна Милолика называлась одна из первых ролей Анны. Актриса по-прежнему мила ликом, но сейчас мы можем говорить о многогранности, многоликости ее творчества. Анна активно снимается в кино, обладая уникальным тембром голоса, занимается дубляжем. А еще она тонкий мастер фотографического пейзажа. На ее фото часто возникает берег Финского залива, деревья взморья. Освещение выстроено так, что лежащие на земле листья мерцают, как упавшие звезды. «Дневные звезды» — так называется повесть ее любимой Ольги Берггольц.