Источник — Санкт-Петербургский Курьер, №43 от 22 ноября 2018 года
Текст — Рина КОРНИЛОВА
Молодежный театр на Фонтанке первым из петербургских театров принял участие в программе Ленинградского зоопарка «Опека животных».
Благодаря программе, которая в этом году отметила свое 20-летие, аналогичную социальную ответственность может проявить любой петербуржец. Программа предусматривает ежемесячное внесение денежных средств на счет зоопарка — для содержания конкретного животного. Суммы на содержание идут вовсе не астрономические, но и они для зоопарка, как для музея живой природы, получающего деньги из государственного кармана, — хорошее подспорье. Ведь при наличии «общественных» денег на обеспечение, например, манула (дикого кота), зоосад может равную сумму потратить на ремонт вольеров, который идет здесь перманентно.
Минимальный срок опекунства — три месяца: и опекун, получающий право указать свое имя на клетке с животным, за это время сможет свою ответственность ощутить в полной мере, и зверь получит не краткосрочную помощь, а квартальное обеспечение...
Как становятся опекунами? У каждого из них есть своя история. Актер Молодежного театра на Фонтанке Александр Андреев, в ноябре ставший опекуном одного из обитателей Ленинградского зоопарка, о своей мотивации рассказывает так: «Мы с детьми гуляли по зоопарку, и, увидев таблички на клетках, старший сын все спрашивал: «А это что написано? А это?» Как мог, я объяснил, что это указаны имена опекунов, которые заботятся о животных. А я тогда репетировал роль Сурка в спектакле «Звериные истории», и мы как раз подошли к клетке с сурком, на которого мне самому было интересно посмотреть. Тутто сын и задал провокационный вопрос: «А его ты опекаешь?» Так и пришло решение, что нужно попробовать сделать что-то доброе для животных...»
Сурок Отрада, приглянувшийся Андрееву, появился в зоопарке благодаря губернатору Ленинградской области, подарившему нашему зоосаду сразу трех зверьков — Отраду, Августину и Ижорика. Августина и Ижорик почти сразу образовали пару, а вот Отрада пока грустит в одиночестве. «На данный момент сурок находится в спячке, это естественный процесс, к которому животное, набирая вес, готовилось все лето, — рассказывает куратор программы «Опека животных» Диана Снеткова. — Весной он проснется худенький, но вскоре снова начнет набирать вес».
Информацию о сурках дополняет главный зоотехник Ленинградского зоопарка Ольга Волкова: «Срок жизни сурков — 10 лет. Наши — не ручные: они не испытывают особой любви к человеку, но они и не боятся. Все лето сидят на своих домиках, загорают на солнце, очень активны. Поскольку сурок — это грызун, он предпочитает растительные корма. У нас они получают морковку, капусту, яблоки, груши, когда сезон. И когда начинают объедаться, готовиться к спячке, это происходит где-то в августе, мы добавляем еще зерна и овсяной каши. В спячке наши сурки до марта, так что ждать, что они, как американские, будут в феврале своей тенью предсказывать погоду на лето, не приходится. Обычно эти грызуны спят с ноября по март беспробудно, однако на спячку может повлиять как недостаток веса, набранного сурком, так и внезапная затяжная оттепель, характерная для нашего климата в последние годы. Ничего плохого от одного «недосыпа» с сурком, конечно, не случится. Это у нас хлопот прибавится: придется переселять его с улицы в тепло. Мы надеемся получить от нашей Отрады потомство, а для этого важно соблюдать жизненный цикл — спячка/выход из спячки. На продолжительность жизни животного, на его здоровье, на срок его жизни прерванная спячка влияет негативно».
Кстати, в премьерном спектакле Молодежного театра, который первым из петербургских театров приобщился к программе «Опека животных», негативное влияние мира довело Сурка до безумия: он сам боится своей тени, которая, по мнению людей, куда важнее и интереснее самого зверя. Так или иначе, в совсем не детской постановке «Звериные истории» страдают все герои — животные, которым присущи человеческие проявления.
Задача режиссера Семена Спивака явно не ограничивалась развлечением зрителя: спектакль напоминает, насколько хрупка жизнь, намекает на необходимость разумного и бережного отношения к этому дару, который все живое на земле получает свыше. И замечательно, когда театр, говорящий об этом со сцены, подкрепляет свои творческие заявления реальными добрыми делами