Истоничник - газета "Санкт-Петербургские ведомости". От 30.10.2014
Текст - Полина ВИНОГРАДОВА
Таково мнение основателя и бессменного художественного руководителя Молодежного театра на Фонтанке народного артиста России Семена СПИВАКА. Накануне сегодняшней премьеры – будет показан спектакль «Наш городок» по пьесе Торнтона Уайлдера –с ним встретилась наш корреспондент.
– Семен Яковлевич, почему вы решили, что современному зрителю надо напомнить об этой пьесе 1937 года, которая повествует о жизни провинциального американского городка?
– Я считаю, что это одна из лучших пьес о жизни и смерти. Ее главная мысль поразительно проста: живи, пока ты живешь, и наслаждайся солнцем, небом, морем, любовью. Человек должен понимать, что он существует в огромном пространстве и в непрекращающемся природном развитии. Пока он живет, он должен жить, а умирать он будет потом.
– В рейтинге самых посещаемых театров нашего города, составленном комитетом по культуре, ваш театр занимает второе место после Мариинского. Как вы расцениваете этот успех?
– Наши спектакли затрагивают вечные вопросы, а не темы сегодняшнего дня. Мы стараемся говорить о том, что волнует каждого человека, поэтому у нас полные зрительные залы.
– Успешность театра меряется количеством зрителей, числом проданных билетов, публикаций в прессе...
– Конечно, мы гордимся, что наш театр популярен, но прежде всего мы работаем над своим внутренним успехом. Познай себя – познаешь окружающих людей. Я чувствую, что происходит на улице, иначе какой я художник? Великий режиссер Георгий Александрович Товстоногов говорил, что режиссер – полномочный представитель зрительного зала. Он делает все, чтобы зритель лучше понимал свои поступки, свою жизнь, свое счастье и горе. Точнее не скажешь.
– В следующем году вы «Снегурочку» А. Н. Островского обещали поставить. Чем эта история показалась вам современной?
– Возможно, я скажу банальность, но Островский – это наш Шекспир. В своем творчестве он отразил самые главные вещи, которые нужно понимать о человеческих взаимоотношениях. Мысль ясная: в этот умный, упорядоченный век, когда люди сами устанавливают себе запреты и боятся сильных чувств, только влюбившись по-настоящему, ты попадаешь во власть стихии, открываешься миру и перестаешь быть Снегурочкой.
– В ваших спектаклях по-прежнему очень важен текст. Однако роль драматурга в театре изменилась, драматург теперь – всего лишь соавтор режиссера.
– Драматург как был ведущим человеком в театре, так и остался. Хороший театр и хорошее кино по-прежнему зависят от истории, от текста. Мы всегда очень дружили с авторами пьес: великим польским драматургом Славомиром Мрожеком (он приезжал в Петербург, когда мы играли его пьесу «Танго»), Виктором Розовым (в нашем театре ставили его «Кабанчик»). В Молодежном театре много времени проводил Александр Володин. Когда в современной европейской литературе появился автор, который нам близок – Эрик Эмманюэль-Шмитт, – мы подумали, что было бы здорово подружиться и с ним. В Петербурге есть немало спектаклей по его произведениям. В том числе наш – режиссер Сергей Морозов объединил несколько новелл Шмитта в спектакль «Четыре танго о любви». Благодаря этому спектаклю появилась идея фестиваля «Эрик Эмманюэль-Шмитт в Петербурге», который откроется в нашем театре 9 ноября. А писатель теперь все время шлет нам письма, что ждет встречи с российскими зрителями.
– На Малой сцене вы иногда проводите читки пьес совместно с Гильдией драматургов Санкт-Петербурга. Неужели так и не нашлось той пьесы, которую хочется поставить?
– Встретить хорошую пьесу – все равно что встретить любовь. Это бывает не так часто. Те современные пьесы, которые я читал, мне не очень близки. Хотя присылают очень много материалов. Но я уверен, отличные современные пьесы уже на подходе. Недаром говорят: «То густо, то пусто». Было «густо» в 1970 – 1980-е годы... В талантливых пьесах происходит движение к Богу. Пока я такую пьесу не встретил. Но жизнь движется как маятник, и он обязательно пойдет в обратную сторону. Мне как бывшему инженеру это совершенно очевидно!