«ХОЧЕТСЯ ОСТАВАТЬСЯ В ПРОФЕССИИ КАК МОЖНО ДОЛЬШЕ»

Источник: журнал «Философия отдыха»
Текст: Светлана Губанова

Заслуженная актриса России, Зоя Буряк может похвастать счастливой творческой судьбой: всегда востребована, ее талант высоко ценят режиссеры, а зрители отмечают, как она убедительна в каждой роли. О любимых местах, ролях и партнерах — это интервью.

Зоя, мы беседуем сразу после вашего возвращения из отпуска. Расскажите, пожалуйста, где побывали и как предпочитаете отдыхать?


Моя работа связана с постоянными разъездами, поэтому в отпуске я хочу просто тихо посидеть неделю на одном месте и смыть все проблемы морской водой... Стараюсь в разные места ездить, но в последние годы чаще выбираю Турцию. Не хочется тратить много времени на перелет и восстановление после дороги, а тут не нужно визы никакой, перелет прямой, часовой пояс одинаковый.

Вы выросли в яркой и колоритной Одессе. Это обстоятельство как-то повлияло на ваш характер и дальнейшую судьбу?

Думаю, да. Одесса очень светлый гостеприимный город, в нем живут открытые разговорчивые люди, все с творческими способностями. Жизнь в таком окружении натолкнула меня на мысль, что можно попробовать себя в актерской профессии.

Когда вы три раза подряд штурмовали театральный и верили, что это ваша судьба, какие у вас на тот момент были ориентиры в профессии, кем восхищались?

Это было еще советское время, и, конечно, все артисты были кумирами. Ирина Алфёрова, Нонна Мордюкова, Наталья Гундарева, Татьяна Васильева, Вячеслав Тихонов, Андрей Миронов, Анатолий Папанов!.. Каждый фильм, который выходил тогда, становился событием, каждый герой запоминался, с них хотелось брать пример. Я мечтала хоть раз с этими великими артистами встретиться, тоже почувствовать себя героем занимательного сюжета. И, конечно, казалось, что у артистов совсем другая жизнь, что они живут в другом мире, где все по-другому. Думалось, если ты попадаешь в этот мир, там начинается какая-то сказка.

В итоге подтвердилось ваше впечатление? Это и правда другой мир?

В принципе, да. У нас, конечно, сложные отношения между актерами, режиссерами, но тем не менее мы говорим на одном языке, у нас есть общие цели, и мне хочется оставаться в этом мире как можно дольше.

Зрители всегда отмечают вашу русскую стать и красоту. Вам своя характерная внешность помогала в профессии или, может быть, иногда мешала?

Если по сюжету нужна русская женщина, то, конечно, в первую очередь вспоминается мое имя. Мне приятно слышать от многих молодых актеров, что, когда их вызывают на пробы, уточняют: «Нам нужна молодая Зоя Буряк». Мое имя звучит уже как типаж. Значит, этот образ запомнился и на него можно ориентироваться другим актерам, отталкиваться от него. Когда я была моложе, еще не знала, какая я, и приходила на пробы, то, наверное, некоторые роли мне не могли дать, потому что у меня простое русское лицо. Возможно, какие-то героические роли проходили мимо. А что-то оставалось, и, видимо, я смогла по-своему наполнить эти образы своим характером и привычками, обогатить их, чтобы они стали запоминающимися. В итоге какая-то проходная, вспомогательная роль превращалась в яркий эпизод, и люди меня часто узнавали именно по небольшим ролям.

Что в профессии для вас сложнее всего? А что больше всего нравится?

Всегда сложно начинать новую работу. Когда берешь новую пьесу, встречаешься с новыми партнерами по площадке, всегда есть момент притирания и некоторой растерянности, потому что каждый раз это происходит как в первый, и никогда не знаешь, получится эта работа или нет, всегда присутствует волнение. А когда спектакль уже состоялся, когда получаешь благодарность от зрителей и понимаешь, что вся эта работа, все твои тревоги и волнения прошли не напрасно, то приходит умиротворение, успокоение. Если спектакль хороший и партнеры хорошие, возникает некоторая семейственность, отношения, которые похожи на родственные. Каждый спектакль все равно проходит по-своему, и съемка каждого фильма не похожа на другую, но, если ты общаешься с родными душами, это подогревает, дает силы для дальнейшего продолжения своего дела.

Всю свою жизнь вы играете в Молодежном театре на Фонтанке и всегда подчеркиваете, что театр для вас важнее кино. Почему так? Что вам дает работа в театре?

В театре чувствуешь себя хозяином ситуации. Ты понимаешь, что от тебя здесь многое зависит, здесь другое чувство ответственности совершенно. Тогда как в кино что-то зависит от режиссера, что-то от монтажера, что-то от гримера, и в итоге иногда даже не понимаешь, что из всего этого получится. В театре всегда есть сиюминутный результат, ты чувствуешь дыхание зала, вживую общаешься и сразу понимаешь, правильно ты сейчас все делаешь или не очень.

Успех фильма или спектакля зависит в том числе от того, насколько чувствуют друг друга актеры, насколько они слаженно играют. Кого из своих партнеров вспоминаете с особой симпатией?

Есть такой долгоиграющий сериал «Агент особого назначения», где много серий мы работали с Сергеем Перегудовым. Могу отметить его как очень хорошего, тонкого партнера, который всегда был готов на любые мои импровизации. С Ниной Усатовой мы много работаем в спектаклях и встречались с ней несколько раз в кино. С Андреем Ургантом на сцене работаем тоже много лет, он удивительный партнер, всегда поддержит любое начинание мое и сам с удовольствием импровизирует, поэтому спектакли с ним проходят интересно. С Александрой Бражниковой, моей однокурсницей, мне всегда приятно встречаться на площадке... В принципе, я контактный человек, прекрасно нахожу общий язык со многими актерами. Я люблю, когда складываются хорошие человеческие отношения. Тогда нам легче понять друг друга и проще существовать на сцене или в кадре. Если нет контакта, это и в работе будет отражаться.

Когда много раз приходится играть одну и ту же роль, это не утомляет, не появляется автоматизм?

Я не играю каждый вечер одну и ту же роль, есть перерывы. И для того, чтобы потом опять войти в тот же спектакль, мы обязательно встречаемся с партнерами, репетируем, настраиваемся друг на друга. Проходит время, мы, актеры, тоже меняемся, и хотя я пытаюсь прожить текст автора, но в то же время пропускаю все происходящее через призму своего личного восприятия, поэтому текст и спектакль в целом каждый раз звучат по-разному.

Вот уже много лет вы выходите на сцену Молодежного театра на Фонтанке. Помните свою первую роль? Что это было?

Самой первой была Хвеся в спектакле «Панночка» по пьесе Нины Садур. Это всем известная история Н. В. Гоголя «Вий». Я очень люблю это произведение, оно уникально, очень красивым языком написано. К сожалению, этот спектакль шел не очень долго. Наверное, из-за технических ограничений в театре на тот момент все распалось.

Чему эта роль вас научила? Ведь это был первый опыт выступления на настоящей сцене…

На Малой сцене Молодежного зрители сидят очень близко к артистам, поэтому там нельзя наигрывать совершенно, все должно быть достоверно, и очень страшно сфальшивить. Мы старались как можно правдивее играть и существовать на этой площадке.

А какая ваша роль-долгожитель?

Думаю, это Раиса Глебовна из «Касатки». Да, мы больше 20 лет играли эту историю, и сейчас уже молодые артисты взяли на себя обязательства по продолжению этого спектакля-легенды. Я очень рада, что он и дальше живет в нашем театре.

Вам грустно было прощаться с «Касаткой»?

Честно говоря, на тот момент всем нам было за 50, ощущения притупились, все понимали, что невозможно больше обманывать ни себя, ни зрителя. Естественное отторжение уже пошло.

Что для вас значит роль Раисы Глебовны? О чем для вас эта история?

Она очень открытая, честная девушка. Мне она нравится своей чистотой, непосредственностью. И, когда нужно принимать решение, Раиса Глебовна делает выбор в пользу своих настоящих чувств на тот момент.

Считается, что дома и стены помогают. Бывало ли, что энергетика родной сцены выручала в сложной ситуации, когда вдруг случался не ваш день?

В принципе, любой спектакль всегда помогает бороться. Если ты себя плохо чувствуешь, приходишь, допустим, с вывихнутой ногой на спектакль, то на какое-то время забываешь о своих проблемах и болячках, тебе приходится возвышаться над всеми недомоганиями. И после спектакля реально начинаешь ощущать себя лучше, это много раз бывало… Вообще, в театре считается, что температура — это не болезнь совершенно, а единственная причина неявки артиста на спектакль — его смерть. Поэтому мы очень редко уходили на больничный, только если уж случай из ряда вон. Только когда пришел ковид, нас прямо-таки обязывали брать больничный.

Если бы вам предложили составить топ-5 самых важных своих ролей, какие роли в него вошли бы и почему?

«Касатка», конечно же, «Лунные волки», «Своя семья, или Замужняя невеста», «Холодное лето пятьдесят третьего…», «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина». Это одни из моих ранних работ, на них проходило мое становление как актрисы. Когда возникает такой сильный резонанс, появляется надежда, что не зря занимаешься своим делом, что у тебя что-то получается. Это дает силы для дальнейших проб, ошибок, поиска. Когда начинаешь идти по накатанной, может показаться, что это профессионально, но, с другой стороны, это тревожный звоночек о том, что артист заштамповался, не может сыграть ничего нового и идет по проторенной дорожке. Мне нравится пробовать новое, то, чего раньше никогда не делала. Всегда с интересом читаю новые пьесы и сценарии в надежде обнаружить что-то такое, о чем хотелось бы рассказать зрителям.

Над чем вы сейчас работаете? Где зрители смогут увидеть вас в ближайшее время?

Недавно вышел спектакль о трех подругах «Пусть говорят, или Счастливый день». Они уже немолоды, давно дружат. Моя героиня пытается помочь своей подруге в ее непростой жизненной ситуации, но не очень-то успешно. Там много смешного и много трагичного. Мы долго репетировали этот спектакль, и, мне кажется, он получился интересным. О кино говорить сложнее, приходится ждать. Только что вышел на экран проект «Галка», я его три года ждала. «Алекс Лютый» вышел, который осенью снимался. И сейчас меня пригласили в сериал «Чужой район», который решили продолжить десять лет спустя. Пишутся новые серии, и я уже отснялась в продолжении.

И напоследок: если бы представилась возможность начать свой жизненный путь сначала, вы что-то сделали бы по-другому?

Думаю, вряд ли. Переписывать свою жизнь не стоит. Каждому дано право на свои ошибки, свои победы и поражения. У меня, надеюсь, еще много хорошего произойдет, случатся новые роли и в кино, и в театре, какие-то встречи в моей жизни произойдут, поэтому не знаю, стоит ли желать лучшей судьбы. Я довольна своей.
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо