Источник - Musecube. 2013. 15 сентября. Текст - А.Игнатенко
Дай хоть на секунду испытать святую милость,
Снег, вчера упавший, расспросить про небеса
Ю.Ю. Шевчук, «Вальс»
В основу спектакля положена пьеса Бертольта Брехта «Добрый человек из Сычуани», написанная им в 1941 году и актуальная в наши дни. Что мы имеем? Маленькую китайскую деревушку, люди которой живут в крайней нужде и бедности. Жители этой провинции беспринципны, равнодушны, ленивы и живут в надежде, что придет кто-то сильный и всемогущий, и спасет их. Сами же они сидят сложа руки, и ничего не делают, чтобы исправить свою грустную жизненную ситуацию. Был использован оригинальный режиссерский ход – в начале спектакля демонстрируется фрагмент из фильма «Великолепная семерка». Фильм рассказывает о том, как бандиты терроризируют маленькую деревню, а вооруженные всадники встают на защиту жителей. Интересная аналогия со спектаклем, только враг жителей Сычуани – это они сами, их бездуховность и безнравственность.
И вот однажды «благодетель» приходит в лице троих Богов в белых одеждах (Петр Журавлев, Вадим Волков, Юрий Сташин). Они очень устали с дороги и ищут себе ночлег, но никто не хочет их приютить, а ведь их появления так ждали и надеялись на него. Но люди-то думали, что это им помогут, и не утруждают себя тем, чтобы помочь Богам. Должен же найтись хоть кто-то, кто готов »встать и выйти из ряда вон»? Боги уже намерены «поставить крест» на Сычуани, но такой человек все-таки находится – это проститутка Шен Де (Эмилия Спивак). Она дарит Богам надежду – ведь добрые люди на земле еще остались. В качестве благодарности за ее доброту, хотя и против «правил», Боги дарят ей деньги. Возможно¸ это был своеобразный эксперимент, ведь многих людей деньги развращают, вот Боги и хотели посмотреть, сможет ли «лучшая из них» справиться с соблазном.
Шен Де на деньги Богов открывает табачную лавку, чтобы честным трудом зарабатывать себе на жизнь, не отказывая никому в помощи. Но сможет ли она всегда нести людям добро и любовь? Или «с волками жить – по-волчьи выть»? Спектакль получился очень грустным и философским, он об альтруизме и вере в людей, об относительности добра и зла (вечный вопрос).
Финал «Последнего китайского предупреждения» сложно назвать позитивным, точнее, он открыт для трактовки. Создатели спектакля ставят перед зрителями важный морально-нравственный выбор – как быть, что предпочесть – доброту и нравственность, или предприимчивость и расчетливость, думать ли о других или о самом себе, своих нуждах. Ситуация, показанная в пьесе и спектакле, очень подходит для нашего времени, так как равнодушие – бич современного общества. Но добрых людей все-таки больше чем злых, этим мы и живем, и хочется надеяться, что так и будет впредь.