ЧТО ЛЮБИТ ЗРИТЕЛЬ?

 Источник – «Санкт-Петербургские ведомости», Май 2023, №20

Текст – Дина Гин

Нынешней весной на сцену Молодежного театра на Фонтанке вернулся один из самых любимых зрителями спектаклей — «Касатка». Семен Спивак поставил эту лирическую комедию Алексея Толстого еще в 1999 году (Касатка — сценический псевдоним главной героини, и это не про хищного кита, а про птицу, ласточку-касатку). Полтора года назад спектакль сняли с репертуара, теперь выпустили обновленную версию. С подзаголовком — «новый полет».

Почему сняли — понятно: актеры повзрослели, переросли персонажей. Почему возобновили? На этот вопрос Семен Спивак отвечает: «Потому что «Касатку» зритель любит… Зритель больше всего любит смотреть и слушать о себе. Хороший спектакль — это спектакль про всех сидящих в зале».

Сюжет предельно прост — две пары, запутавшиеся в собственных чувствах, на лоне природы, в поместье хозяйственной тетушки одного из героев находят себя и меняются партнерами. «Это спектакль о том, насколько важно слышать себя и друг друга, — объясняет режиссер. — В жизни мы часто теряем свой внутренний голос и за него принимаем что‑то другое. «Касатка» на очень внятном уровне говорит о том, что правильное решение можно принять только тогда, когда слышишь себя».

Об этом Спивак ставил первую версию, об этом же и вторая, еще более контрастная, комедийная. Смысл постановки не изменился, как и неповторимые в своей тонкой красоте декорации Марта Китаева и Михаила Платонова. Зато изменился почти весь актерский состав. От прежнего остались четверо — Сергей Барковский, Татьяна Григорьева, Елена Соловьева и Алексей Одинг. Главную роль теперь исполняет Алиса Варова. В спектакле заняты практически все поколения труппы — от заслуженных артистов до студентов нынешней, пятой, мастерской Спивака.

«В спектакль влились молодые артисты, другие индивидуальности», — рассказывает Елена Соловьева. Вот уже больше 40 лет она — актриса Молодежного театра на Фонтанке. «Меня ввели в этот спектакль, когда заболела и не смогла поехать на гастроли Ольга Лысенкова, первая исполнительница роли Анны Аполлосовны, — вспоминает она. — Вводили в самолете и в гостинице, в первый раз я сыграла в этом спектакле на чужой сцене. Это был примерно 2003 – 2004 год».

Героиня Соловьевой — один из самых смешных персонажей — в новой версии стала еще ярче. По замыслу режиссера, дама эта почти ничего не слышит и не видит, путает родственников, не может отличить мальчика от девочки… «Этот спектакль — хорошо сотканная ткань, от которой не оторваться. Он про то, какие мы все смешные, какие мы все дети», — говорит Елена Евгеньевна.

Вот только действие происходит в 1916 году. Уже два года идет война, на пороге — революция, но это остается за кадром. Герои проживают в своем уютном, почти игрушечном мире, собирают крыжовник, пьют чай и не только, смеются и плачут… не так чтоб всерьез. Огромная яблоня, на фоне которой разворачивается действие, прозрачно намекает на райские кущи. Здесь просто не может произойти что‑то по‑настоящему страшное… Пока стоят стены «кукольного дома».

«Театр дает человеку возможность оторваться от его бытовой жизни, от суеты, подумать о вечном, посмотреть, если образно говорить, в небо, — уверена Елена Соловьева. — Хороший театр, тот, который вы любите, дает энергию».

Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо