«Чай остыл, Семирамида», — посетили премьеру «Стульев»

Источник: портал "Мегабайт Медиа"
Текст: Никоноров Максим

На этой неделе в Молодежном театре на Фонтанке состоялась премьера спектакля «Стулья» по пьесе французского драматурга-абсурдиста Эжена Ионеско — и мы ее, конечно же, не смогли пропустить. Постановкой занималась выпускница РГИСИ Линли Цзян, которая для своей дипломной работы по-новому взглянула на классику жанра.

Эжен Ионеско (1909–1994) — французско-румынский драматург, один из основоположников абсурдистского направления в европейской драматургии. Вместо классического сюжета в своих пьесах Эжен предлагает сюрреалистические сцены, в которых комедия органично перетекает в трагедию, принуждая зрителя увидеть абсурдность привычных норм жизни. «Стулья» — одна из первых работ автора — точно находит тонкий баланс между юмором и философской глубиной. Художественный руководитель постановки — Семен Спивак, в главных ролях играют: Старик — Федор Фролов, Старушка — Анастасия Пащенко.

Сюжет пьесы развивается вокруг подготовки безымянных Старика и Старухи, проживших три четверти века вместе, к приему гостей: герои расставляют все новые и новые стулья для вновь прибываюших, параллельно вспоминая прожитую жизнь. Постепенно становится ясно, что гости, которых для зрителя даже не существует — они невидимы — не реальные люди, а эхо прошлого и утраченных мечтаний супругов. Количество стульев и статусность гостей на сцене по ходу спектакля продолжает расти, но вот только ответов, для чего мы собрались, так и не найдется. Продираясь через громкие слова и речи, которыми косноязычный Старик разбрасывается направо и налево, невозможно найти и толики смысла: речь героя состоит из набора речевых штампов и пустых благодарностей, достигая апогея абсурда в финале.

При этом в режиссер-постановщик не побоялась придать ситуации еще большего фарса. По ходу игры герои могут резко начать разговаривать на французском, оставляя зрителя догадываться о происходящем лишь по эмоциям Старика и Старухи. То и дело пара поражает акробатичностью: пожилые прыгают, бегают, скачут друг через друга — будто мы смотрим серию «Тома и Джерри», а не наблюдаем дряхлеющих стариков. Да и в целом пьеса постоянно играет на контрастах: так, ожидая услышать смешную историю, зритель тут же погружается в воспоминания о неназванной войне.

Интересно, как в постановке мастерски обыгрывается минимальный набор предметов. В начале пьесы белой тканью незаметно прикрыта строительная лестница — это и окно, и кровать, и призвание Старика, который то ли в шутку, то ли взаправду окрестил себя «маршалом лестничных маршей». Ярко-красные стулья, возникающие на сцене, тоже усиливают эффект неизбежного наступления чего-то зловещего. Но главное — на краю сцены то и дело проскальзывает Смерть, уже с самого начала намекая на финал истории.

«Стулья» — это спектакль, который смеется над страхом, но в то же время заставляет задуматься. В нем нет ответов, зато много фарса, черного юмора и ощущения, что абсурд — не выдумка, а отражение того, что происходит в реальном мире. Так что если интересно, как недосказанность может оказаться громче слов — сходите и убедитесь сами.
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо