Источник — Светская жизнь на Неве
Текст — Елена КАВЛАК
На Малой сцене Молодежного театра на Фонтанке состоялись премьерные показы спектакля «Нас обвенчает прилив…». Это первая постановка в Санкт-Петербурге пьесы французского драматурга Жана Ануя «Ромео и Жанетта», режиссерами дебюта стали Семен Спивак и Мария Мирош.
Пьеса датирована 1945 годом, когда Жан Ануй уже был обласкан и публикой, и критиками, а его произведения с успехом шли на многих театральных площадках. Несмотря на сложности послевоенного времени, взор аполитичного драматурга был все также направлен на вечные вопросы и темы. Если ранее в своих пьесах Ануй обращался к мифологическим сюжетам, о любви он решил говорить с оговоркой на Шекспира.
«Ромео и Жанетта» — герой удостоился отсылки на главного влюбленного мировой литературы, а вот женщине в этом произведении дотянуться до Джульетты не удалось. Мужские страдания и хладнокровно препарированная Жаном Ануем женская сущность на фоне настоящих шекспировских страстей.
Завораживающая работа художника-постановщика Александра Орлова – на сцене ряд огромных окон, разделивших для зрителя две стихии – природную и человеческую. То нежно плескаясь, то зловеще бушуя, море за окнами будет жить в унисон с человеческими страстями на сцене. И каждый момент происходящего, как и всегда у эксцентричного драматурга, будет на грани – трагедии и комедии, гротеска и пугающей реалистичности.
Простая, грубая мебель, беспорядок и запустение – от этой обстановки правильная, чопорная Юлия (Василина Кириллова) когда-то сбежала, а теперь снова вынуждена в нее вернуться. Она вместе со своим женихом Фредериком (Никита Чеканов) и его мамой (Алла Одинг) приехала в свой родной дом. Юлия предупредила, выслала деньги, но ее все равно никто не ждал. В этом неправильном мире, которому она старается всеми силами себя противопоставить, остались ее чудаковатый отец (Константин Воробьев), разочарованный в жизни брат Люсьен (Сергей Яценюк) и непутевая сестра-дикарка Жанетта (Эмилия Спивак). Юлия не желает бередить незажившие раны, ей нужно продержаться только день, обозначив формальное знакомство новой родни с призраками прошлого. Однако планы будут нарушены жизнью – между Фредериком и Жанеттой вспыхнет настоящее (или нет?) чувство.
В постановке «Ромео и Жанетта» произойдет столкновение двух миров, двух взглядов на жизнь, двух способов эту самую жизнь прожить. Противостояние чувств и рассудка, серьезности и беспечности, расчетливости и легкомысленности, строгих норм и нежелания этим нормам следовать… И по какую сторону этих баррикад расположить любовь? «Вы правда думаете, что счастье – это серьезно?!» – вопрошает герой Константина Воробьева.
Развернувшиеся страсти, перипетии судеб, глубина страданий героев – строка за строкой подписывался приговор любви. Выверенные, по-французски шаблонные диалоги и бесспорные доводы обстоятельств – Жан Ануй, Семен Спивак и Мария Мирош на протяжении почти трех часов будут вести безжалостный суд над чувствами. Зачем вообще любить? «Разве нет дел, которые нужно сделать, книг, которые нужно прочесть, домов, которые нужно построить? И разве не хороши ощущение солнечного тепла на коже, свежее вино в стакане, вода в ручье, тень в полдень, горящий очаг зимой?» — недоумевает страдающий от измены жены Люсьен. Никаких шансов не оставляют авторы и женщине. Высоконравственные идеалы остались где-то во временах Шекспира или даже Нерона (Люсьен вспоминает легенду о Петроние и его жене). Однако если соединить имена и образы Юлии и Жанетты мы все же, может, приблизимся к образу Джульетты? Или это простая игра слов и очередная насмешка драматурга?
«Пока чувствуешь боль – ты жив, если нет – тогда духовно или душевно ты почти мертв» — любовные терзания, одновременно убивающие нас и дающие силы жить. Только хватит ли этих сил бросить всё, что у тебя есть, на чашу весов, с другой стороны на которых будет лежать лишь одно мгновение любви. Мгновение, когда влюбленных «обвенчает» прилив…