Источник – «Петербургский театрал» №6 (22)
Текст – Юлия САЛЬНИКОВА
Майской премьерой Молодежный театр на Фонтанке порадовал не только зрителей, давно полюбивших студентов Семена Спивака. Дипломной постановкой курса «Игра в Шекспира. Гамлет» театр открыл празднование 25-летие мастерской Спивака в РГИСИ.
Режиссер выбрал материал для спектакля явно не случайно. Эпоха и сюжет позволяют показать во всей красе все то, чем должны владеть выпускники: актерское мастерство, вокал, пластика, искусство фехтования... «Игра в Шекспира» – точное определение для студенческой постановки, где датский принц страдает скорее от юношеских, нежели от философских проблем. «А наша юность и без врагов в борьбе сама с собой» – это, между прочим, сказано самим Шекспиром. Станислав Горелов играет Гамлета тонко и точно: его герой молод, обаятелен и несчастен. История проста: юноша живет в свое удовольствие, и вдруг его отец умирает, дядя тут же женится на вдове, а на парня все перестают даже внимание обращать. Ни матери, увлеченной новым мужем, ни друзьям, на поверку оказавшимся просто собутыльниками, Гамлет не нужен. Разве что влюбленная Офелия испытывает к нему нежные чувства, но она не мать, не отец, не друзья.
Недостаток женских ролей в пьесе постановщики Семен Спивак и Мария Мирош восполняют количеством исполнительниц: перед зрителями предстанут три актрисы в роли Офелии и столько же – в роли Гертруды. История совершает круг: в финале перед зрителями вновь прелестная, по-детски невинная, но обреченная Офелия-Евгения Чураева и трагическая Гертруда-Мария Вершинина, великолепно справляющаяся с ролью зрелой женщины. Как и Ефим Чайка с ролью Полония – лукавого царедворца и любящего отца. Как и Максим Орехов с ролью Клавдия – подлеца, отравившего ради короны родного брата.
Ключ к восприятию спектакля прост: история Гамлета не есть нечто сверхъестественное. Вечные темы: отцы и дети, слепая страсть, предательство, любовь без взаимности, месть. Актеры разыгрывают историю как вневременную: взъерошенный Гамлет в черной майке, бодрые парни в стильных кожаных куртках с рюкзаками – Розенкранц и Гильденстерн, лицемерный Клавдий в строгом костюме с галстуком... Хотел ли Гамлет трагического финала, задумав вывести преступника Клавдия на чистую воду? Нет. Так получилось. Желая отомстить, он не подозревал, что цена мести будет высока. Ведь в юности кажется, что все можно исправить. Жизнь-то длинная... Но на деле все оказывается иначе.
Трагедию Гамлета, страдающего от предательства близких, волей случая запустившего карусель смертей и потерявшего в ней веру и любовь, зрители смотрят как завороженные. В спектакле действительно много напряженных, эмоционально глубоких сцен: смерть Полония, диалог Гамлета с матерью, борьба Гамлета и Лаэрта у гроба Офелии, их финальный поединок... Немало в спектакле и отсылок к театру и кино, давно уже «приватизировавшим» Шекспира. Несомненное достоинство спектакля – простое и выразительное сценографическое решение (художник Надежда Осипова). Сливающаяся с черным кабинетом сцены драпировка, идущая вдоль задника, при подсветке становится прозрачной, выявляя тайную жизнь дворца (художник по свету Денис Дьяченко). Очень просто, из тени Гамлета, появляется и эффектно исчезает, рассеиваясь как дым, Призрак (видеорежиссер Валентин Суханов). Нежное платье Офелии – единственное пятно света среди кромешной тьмы двора... В постановке есть ансамбль, есть драйв, есть четкий режиссерский месседж – артисты понимают, что играют, и наслаждаются «игрой в Шекспира». Так быть или не быть? «Пылинка зла уничтожает благо». Вдруг кому-то и поможет этот совет Шекспира, услышанный в театре.