АНДРЕЙ ШИМКО: ПАРУСА ЖИЗНИ ПРОВИСАТЬ НЕ ДОЛЖНЫ

Источник: журнал "Театр+"
Текст: Ирина Мохова

Он ходил по Ленинграду, влюбленный в его красоту. Казанский собор распростер свои ручищи: «Иди ко мне!» тогда Андрей Шимко еще не понимал, что он будет здесь делать, но точно знал, что будет здесь жить. Сегодня он – один из самых востребованных артистов Петербурга.

– Андрей Николаевич, вы родились на Кубани, жили на Урале, какие ветра занесли вас в город на Неве?


– Это был творческий порыв. Как часто случается, поехал за компанию с друзьями поступать в театральный. До этого дважды провалился в Свердловском театральном институте, до и после армии. Подумывал, наверное, не мое. А тут встретил друзей, которые отправлялись в Ленинград, и решил ехать вместе с ними. Мама узнала об этом автобусе, где я ее случайно встретил. Она так и села: ждала сына из армии, дождалась...

– А помните момент, когда почувствовали: «Мое!»?

– Это ощущение со мной с детства благодаря маме. Она меня все время поддерживала и даже провоцировала творческую активность: постоянно придумывала, шила костюмы, приветствовала наши с сестрой постановки. Мы вывешивали простынку-занавес и представляли каких-то персонажей. Если заглянуть в семейный альбом, я всё время в кого-то переодевался, то парик надевал, то усы приклеивал. Наверное, уже тогда игровая природа проявлялась. Потом была театральная студия в Первоуральске и местный театр. Писал эпиграммы на своих одноклассников, за что не раз был бит. Танцевал на дискотеках брейк-данс. Всё буйным цветом расцветало.
А потом ответственность за эту «поросль» взял на себя Игорь Олегович Горбачев. В первом туре я и у него провалился! Сидел на ступеньках, плакал, и тут в мою судьбу вмешался его величество случай. Игорь Олегович вышел покурить, спросил, что за океаны я тут развел. Сквозь слезы прошу дать мне еще один шанс. Он затушил сигарету, подошел и сказал: «Шанс?! Читаешь плохо, поешь так себе». — Выдержал паузу. — «Завтра второй тур, чтобы пел и танцевал как бог!» Меня подбросило! Тогда кто у нас пел как бог? Джо Дассен, а танцевал — Майкл Джексон. На следующий день я пел Джо Дассена, танцевал Майкла Джексона, и Горбачев меня принял в «Школу русской драмы». А потом моим мастером стал Семен Семенович Сытник. Это было в 1992 году. «Пророчество» Казанского собора сбылось.

– Вы служите в Молодежном театре на Фонтанке и сотрудничаете со многими театрами Санкт-Петербурга: Александринским, Большим театром кукол, ТЮЗом им. А.А. Брянцева, театром «Мастерская», театром им. А. Миронова, «Приютом комедианта», Камерным театром Малыщицкого, музеем Ахматовой, Театром на Литейном. Это желание максимально наполнить паруса жизни?

– С некоторыми сотрудничество уже в прошлом, но проектов действительно много. Не люблю, когда паруса провисают. Могу ли этим хвастаться, но у меня никогда не было депрессии, потому что я знал, чем буду заниматься в следующую минуту. Всегда находил интерес, предлагал пьесы режиссерам, участвовал в показах, в клубах ночных вел дискотеки. Жадность до жизни у меня всегда была. Художественный руководитель нашего театра Семен Яковлевич Спивак как-то сказал: «У Шимко есть одна болезнь — он слово “нет” говорить не умеет». Когда мне что-то предлагают, я чувствую свою необходимость людям. Если бы я знал, например, что какой-то день у меня будет последним, провел бы его с теми людьми, которым нужен, кому в этот миг могу быть полезным. Таков мой жизненный вектор, это тот ветер, который наполняет мои паруса.

– В каком материале вам сегодня комфортнее: быть Дон Кихотом на сцене или распутывать детективные сюжеты в кино?

– Театр для меня – это энергия, это встреча со зрителем: аплодисменты, цветы, взгляды. Люди подходят и говорят, что сегодняшний вечер изменил их жизнь. Кстати, после «Дон Кихота» довелось услышать: «Вы просто вытащили нас за загривок!» В такие минуты понимаешь, что всё не зря, вот ради этого соединения с зрителем ты выходишь на сцену. А кино и детективы — это возможность научиться быть мобильным. Тебе прислали роль пять дней назад, а ты должен прийти на площадку и найти ключ к своему герою. В театре для этого есть выпускной период, когда ты можешь так попробовать, эдак. Камера не дает права на ошибку. Когда у тебя 10 сцен, которые ты должен придумать, сделать максимально интересными для себя и для зрителя, то киношный ритм учит мобильности. Главное, чтобы это не превратилось в рутину с желанием, ну давайте по-быстрому снимем и пойдем домой, мы все устали.

– У вас десятки театральных работ и почти 100 работ в кино. Сколько сценариев в год вам приходится читать?

– По-разному бывает. Было и по пять-шесть киноработ в год, бывает одна-две, а иногда тишина. В кино я научился говорить «нет», если чувствую, что это совсем не про меня или я что-то подобное пробовал, или тема неинтересна, мне там нечего доставать из себя. – Как вы попали в кино? – В кино меня привел Игорь Копылов, сейчас известный кинорежиссер. Тогда он был артистом в театре «Фарсы», с этим театром и с Игорем меня познакомил Сергей Дмитриевич Бызгу. Копылов привел меня на Ленфильм, завел к ассистентам и сказал: «Я вам привел человека, который сыграет всё!» Тогда начинали снимать «Улицы разбитых фонарей», Дмитрию Светозарову в «Моль бледную» нужен был персонаж. Так я попал в серию, которую выдвинули на ТЭФИ, познакомился со Светланой Смирновой, потом мы в Александринке пересекались. Таким было мое появление в кино, первая моя роль, и я с удовольствием ее пересматриваю, мне кажется, там что-то получилось.

– Над чем сейчас работаете в кино?

– Снимаюсь во втором сезоне «Лицемеров», играю Покровского. Мы попытались сделать этот детективный сериал смешно, иронично и живо. Первый сезон зашел с хорошим рейтингом.

– Если вам предложат создать «Золотую коллекцию» работ, что вы в нее включите?

– Я бы не согласился. Есть такое поверье, если выделить какую-то роль, то другая тебе предъявит: «Ах, вот как? Ты ту полюбил, а меня нет?!» Каждая роль – это определенный этап, это мое взросление актерское, мой профессиональный рост. Каждая роль меня творчески взращивала, и я не могу сказать, что для меня дороже. Ценю даже маленькие роли, эпизодики не меньше, чем тот же Покровский или Малявы в кино или в театре «Дон Кихот», где играю главную роль.

– Вы не просто любите свою профессию, вы еще и щедро делитесь своей любовью с детьми, молодежью. Расскажите про преподавательский опыт, про свой «Наивный театр».

– «Наивный театр» – это мое представление о театре, он искренний, теплый, совершенно беззащитный, не грубый и не пошлый. Мне не нравится, когда говорят: «Мы сделали на сцене, как в жизни». Не надо мне «как в жизни», мне нужна поэзия, то, к чему люди должны стремиться. Они должны посмотреть и понять, что в жизни можно по-другому, увидели, как какая-то высота возникает. Я не гонюсь за количеством постановок, пока в «Наивном театре» один спектакль и зарождается другой. Какой? Пока промолчу! А что касается преподавательской деятельности, когда меня пригласили в детскую студию, я сначала подумал, что это заработок. Но это стало частью моей жизни, потому что дети — это новый взгляд на себя самого, на творчество. Знаете, как я отвечаю, если просят дать мастер-класс детям четырех лет? Я говорю: «Вы с ума сошли? Они сами мне дадут какой угодно мастер-класс!» Потому что у них сейчас нет запретов, для них все шлагбаумы открыты, они легче и интереснее меня. Для меня педагогика — это партнерство. Ты смотришь на студента, на ребенка, как на партнера, который просто по-другому видит этот мир, и ты с ним договариваешься, как это творчески может быть интересно. Каждый педагог должен стать соратником, пробудить в ученике азарт и желание заниматься самостоятельно и развивать себя самостоятельно. Вот таков мой главный педагогический месседж.
Северный город давно стал родным для южного человека. Он любит Петербург во всех его проявлениях: ветреном, дождливом, солнечном. Он сам создает благодать в себе и щедро делится с другими. А Петербург и петербуржцы ему отвечают взаимностью. Андрей Шимко был награжден Российской национальной актерской премией «Фигаро» имени Андрея Миронова в номинации «Лучшие из лучших», стал лауреатом Царскосельской художественной премии за яркое и новаторское воплощение образов мировой театральной классики. Высокий художественный уровень исполнения, безупречный профессионализм, многолетнее служение сцене, огромная творческая отдача и вклад в дело эстетического воспитания подрастающего поколения отмечены Премией Правительства Санкт-Петербурга в области культуры и искусства в номинации «За выдающиеся заслуги в деятельности, направленной на развитие петербургской культуры».
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо