Андрей Кузнецов: «Спешите делать добро»
Текст: Янина Зарницына
Андрей Кузнецов – актер театра и кино, мастер озвучания и дубляжа. Красивый, статный, он дебютировал сразу в главных ролях: в кино – в роли благородного мстителя Игоря Королева в сериале «Улицы разбитых фонарей-1»; в театре – романтического красавца Кристиана де Невильета в спектакле «Сирано де Бержерак» театра «Комедианты»; в дубляже стал голосом озорного Аладдина в анимационной дилогии от «The Walt Disney Company». После появилось много работы в кино и телесериалах, принесших артисту известность: «Не было бы счастья», «Ментовские войны», «Невский»… Но он считает себя преданным служителем Молодежного театре на Фонтанке, где работает с 2000-го года и играет в пьесах Булгакова и Гоцци, Островского и Моэма, Толстого и Рэттигана. Андрей Кузнецов — человек скромный и добрый, спокойный и благодушный. Он верит в силу искусства и старается своими работами нести разумное, доброе, вечное.
Андрей, вы редко даёте интервью, но сейчас, в связи с Вашим юбилеем, хочется побольше узнать о вас, и поэтому начнем с самого начала. Расскажите немного о семье, родителях.
Родился я в городе Жданов (ныне Мариуполь) Мои родители – простые, честные люди, я их очень люблю и бесконечно им благодарен. Мама, Любовь Леонидовна – олицетворение добра, любви, трудолюбия. Её сложно вспомнить без дела: даже если всё намеченное выполнено, она обязательно придумает что-то ещё. Родные и близкие люди для нее всегда на первом месте. Готова в лепёшку расшибиться, если кто-то нуждается в ее помощи. Из-за меня, например, пошла в детский сад работать, потому что я наотрез отказывался находиться там без нее. Когда поступил в институт в Санкт-Петербурге, она устроилась проводником, чтобы иметь возможность чаще видеться и помогать. Это лишь крохотная часть её подвигов… Мой отец, Олег Николаевич – скульптор, закончил прославленное Мухинское училище, остался работать в Ленинграде как подающий большие надежды специалист. На Литейном проспекте, дом 33, висит мемориальная доска Сергею Есенину его работы. Он очень талантливый человек, настоящий самородок, тонко чувствующий творческую правду. Ему предлагали даже преподавать в училище, но отец отказался: не считал, что педагогика – его призвание. А потом, по ряду причин, он вернулся в родной город. Замечательный город Жданов – портовый, заводской, курортный. Но скульптору с образованием отца и его отношением к профессии там сложно: интересных, творческих заказов больше почти не было… Когда родители приезжают ко мне в гости, предпочитают спокойную семейную обстановку. Не знакомы с моими театральными работами – они застенчивые и совсем непубличные. Это я вот тут «в артистах»… Они рады за меня. Хотя стремление стать актером не одобряли.
Ваше желание стало для них неожиданностью?
Мечта стать актером сформировалась лет в четырнадцать. До этого на вопрос «Кем хочешь стать?» я не знал, что ответить. Моряком, что свойственно для Мариуполя? Или – на завод? Но меня это не вдохновляло… Перемена нескольких школ в связи с переездами и, как следствие, отставание по предметам развили нелюбовь к точным наукам… На алгебре, геометрии, физике мне было невыносимо скучно, стыдно и страшно одновременно! Я начал (сейчас тайну открываю) прогуливать школу. И даже не подозревал, что в своих скитаниях, шаг за шагом, приближаюсь к мечте. Я не просто бродил по городу, а ходил в кино. Мог раз по десять – на один фильм, наизусть знал. Я чувствовал необъяснимое счастье, когда, например, Луи де Фюнес, Евгений Леонов или Дастин Хоффман появлялись на экране, предъявляя чудеса актерского мастерства! А еще я был несказанно счастлив от смеха сидящих рядом людей, и безмерно огорчался, если кто-то реагировал прохладно. Сейчас я понимаю, что, наверное, тогда и начал ощущать потребность в той волшебной атмосфере творчества, которая рождает чувство единения… Ещё повлиял Пушкин. В юности я его запоем поглощал, все подряд. И при чтении «Бориса Годунова», помню, вдруг пришла мысль: «Боже мой! Как это интересно. Какая роль – Борис Годунов!» Его монолог я читал потом на вступительных экзаменах.
Получается, восторг от кино возник раньше, чем от театра?
Да, но в профессии театр у меня на первом месте. Кино, к сожалению… может, я грубо сейчас скажу, но оно нынче убогое. Превратилось в бизнес. Театр еще хранит традиции того высокого искусства, которое пробуждает добрые чувства, мысли, иногда даже помогает человеку выжить. Наш, Молодежный театр – точно. А современное кино, в большинстве своем, как камень вместо хлеба: человек протягивает руку, ему кладут камень, но говорят – хлеб. Главное – выгода. Но выгода не должна быть главной в искусстве! Кино, возвышающее человеческий дух и воспевающее добро, тоже может быть выгодным: киноиндустрия, например, в Советском Союзе была на втором месте по доходности. А еще советские фильмы активно покупали и смотрели в других странах, и хорошие люди в различных уголках планеты понимали, что они не одни, что быть добрым, честным, любящим – не стыдно, а прекрасно!… В театре «Современник» шел некогда спектакль «Спешите делать добро». Прекрасный девиз!.. Может, я сейчас пафосно говорю, но от чистого сердца.
Как вы пришли в Молодежный театр на Фонтанке?
Волей случая. В какой-то момент я ушел, как мне казалось, навсегда из профессии. Даже не представлял, что буду делать дальше. И вдруг мне позвонил Леша Одинг… Я был знаком с некоторыми ребятами из Молодежного еще с девяностых: мы вместе подрабатывали – в желтой прессе изображали на постановочных фото раненых, трупы… И смех и грех. Я всегда прошу: не говорите мне о девяностых, как о замечательном времени возможностей и свободы. Нет. Это голод, безнадега, трагедия. Мои родители остались без квартиры из-за долгов за газ… Мы с женой, помню, пошли продавать ваучеры на Гостинку, чтобы купить ей шарфик «ангорку», из которого она сшила капюшон, так как у нее не было шапки… Так вот, Леша пригласил меня делать вместе программу для ресторана. Мы репетировали в театре, и однажды я случайно столкнулся там с Мишей Черняком, который задал мне оглушительный вопрос: «Хочешь в наш театр?» Я думаю: «В чём подвох? Мало ли, чего я хочу. Попасть в Молодежный – одного желания мало». А театру, действительно, срочно нужен был актер на роль Джорджа Гастингса в спектакль Черняка «Ночь ошибок». Семен Яковлевич Спивак (художественный руководитель Молодежного театра – прим. Я.З.) меня «посмотрел», утвердил. Так я приступил к работе. Первое время страшно волновался: понимал, что выхожу на сцену одного из лучших, модных театров того времени! Я и сейчас считаю его одним из лучших. Ну, и дальше пошли вводы: Царь Аггей в спектакле «Иван-Царевич», Урусов в «Крики из Одессы»… Первый спектакль, который мы вместе выпустили, был «Священные чудовища», где я играл одного из Комедиантов. Потом Кассио в «Отелло», Агишин в «Любовных кружевах»…
Вы актер с амплуа героя. Насколько вам уютно в этом амплуа?
К счастью, мне хватает данных играть и драматические роли, и острокомедийные, как Анучкин в спектакле #Женитьба_net Молодежного театра. И романтические, как Кристиан де Невильет, которого я играл в театре «Комедианты». Михаил Чехов писал: «Каждый подлинный артист несет в себе стремление к перевоплощению, то есть стремление к созданию характера». Я с этим согласен, поскольку даже та героика, которую я часто играю – тоже характерный подход: я подлаживаюсь под конкретного персонажа, используя для его создания разные собственные подходящие черты и наработки.
Все же Анучкин существенно «выпадает» из ряда ваших ролей. Почему именно тут острохарактерность проявилась так ярко?
На эту роль я был введен экстренно за три часа до премьеры. Мне позвонили, спросили, что делаю вечером. Я сказал: «Ничего». И этим себя приговорил. Пришел в театр, мне дали текст, объяснили «правила игры». Видимо, точно объяснили, потому что я сразу понял, что от меня требуется. «Искать» времени не было, и я собрал из того, что имел: когда-то видел в жизни, в кино, читал, играл, дурачась, в капустниках… Меня шоково «разморозили», и я вот такое выдал. Но так как я вообще по природе склонен к характерности, все получилось. Раньше не проявлялось, потому что, да – меня обычно видят в амплуа героя.
То есть, вашей натуре присущи задорность, шутливость. Вы праздники любите? Какие?
Новый год, Рождество, День Победы. Но я не сторонник шумного, многолюдного празднования. Люблю дни рождения близких. Свой день рождения – нет, но от души поздравляю с ним маму и папу. В этот день ещё и ещё признаюсь им в любви и благодарю! Праздники объединяют людей. А то, что объединяет, это от Бога.