АКТРИСА, КОТОРАЯ МОЖЕТ СЫГРАТЬ ВСЕ

Источник - журнал "Невский театрал", июнь 2015 Текст - Мария КРОСС В июне отмечает юбилей актриса Молодежного театра на Фонтанке, заслуженная артистка России Наталия Дмитриева. В детстве Наталия Дмитриева мечтала стать балериной. Мечта почти осуществилась – путь в искусство начался с занятий в студии пантомимы при ДК Промкооперации (ныне им. Ленсовета), где в 16 лет, участвуя в постановке «Рассказ охотника», Наташа становится лауреатом городского смотра художественной самодеятельности. Позже, после окончания театрального института, она вместе со своей преподавательницей Надеждой Стуровой станет одним из руководителей этой студии. (Не от занятий ли пантомимой – грациозность и невероятная пластичность актрисы?)
Тогда же, учась в десятом классе, Наталия сыграла роль Нюрки в фильме режиссера С. Микаэляна «Принимаю бой». А после окончания школы поступила в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии им. Н. Черкасова (как называлась тогда Академия театрального искусства) на курс педагогов В. Андрушкевича и Р. Сироты. Уже в годы учебы молодую актрису отличало серьезное отношение к работе, стремление ставить перед собой сложные цели и добиваться их достижения. На выпускных спектаклях она представила несколько непохожих друг на друга работ – острохарактерную роль Улиты в «Лесе» А. Н. Островского, комедийную роль миссис Куикли в «Виндзорских проказницах» У. Шекспира и сразу две роли в «Затейнике» В. Розова – девочки и, психологическую, матери. Впоследствии характерных ролей в послужном списке актрисы будет много, и ее будут считать преимущественно острохарактерной актрисой. После окончания института Наталия Дмитриева служит в Театре им. Ленинского комсомола, художественным руководителем которого был легендарный Геннадий Опорков. Одной из первых ее ролей была Нина из пьесы Н. Эрдмана «Вызываются свидетели» – обычная девушка, которая, однако, оказалась способной к большой и возвышающей любви. Особенной для Наталии стала роль Ирины в пронзительном спектакле по пьесе А. Володина «С любимыми не расставайтесь». Актриса играла и в других спектаклях Г. Опоркова: Алину в «Лошади Пржевальского» М. Шатрова (1971), Нину Заречную в «Чайке» А. Чехова (1973), Жанну д’Арк в «Жаворонке» Ж. Ануя. (1975), Марию в «По ком звонит колокол» Э. Хемингуэя (1976). Вот что писал о творчестве Дмитриевой в этот период журнал «Театральный Ленинград»: «Ей интересно играть характеры сильные, выявляющиеся в драматических обстоятельствах, ей интересны героини, перед которыми встает проблема выбора того или иного пути, порой проблема преодоления самой себя» . Пожалуй, такой была и красавица Варвара, которую Наталия сыграла в фильме Н. Рашеева и А. Народицкого «Бумбараш» (1971 год) – необыкновенно красивая, олицетворявшая Родину. Героиням Дмитриевой уже тогда были присущи черты, ставшие «визитной карточкой» актрисы на всю жизнь – нравственный максимализм, строгая требовательность к себе и окружающим, утонченность и интеллигентность, непростая судьба. Тогда, в середине 1970-х годов, Дмитриева по праву считалась одной из самых перспективных актрис города. Геннадий Опорков так сказал об актрисе: «Все, кто видел на сцене своеобразных героинь Наталии Дмитриевой, вряд ли забудут их и саму Наташу – изящную, очаровательную». А еще пророчески предсказал, обращаясь к ней: «Наталия, ты сможешь играть все». И все-таки из «Ленкома» Дмитриева уходит. Молодежный театр становится для нее новым «домом» еще при В. Малыщицком, однако «звездой» она стала с приходом Е. Падве – в спектакле «Звучала музыка в саду» она пела, танцевала и была неподражаема. Одной из лучших работ актрисы стал спектакль «Пять углов», в котором она создала образ подлинно петербургской героини – балерины Ляли, не умеющей приспосабливаться к обстоятельствам и переживающей жизненную драму. Профессия героини угадывалась в пластике актрисы, в каждом ее жесте. Но не это было главным. Спектакль давал повод размышлять о предназначении художника, о человеческом достоинстве. По-новому открылась Наталия в спектакле Семена Спивака по пьесе А. Грибоедова, Н. Хмельницкого и А. Шаховского «Своя семья, или Замужняя невеста», сыграв смешную тетушку Фёклу Савишну, забавно настаивавшую на своем. А в полюбившемся публике спектакле С. Спивака «Маркиза де Сад» по Ю. Мисиме Дмитриева игрет госпожу де Монтрей, добродетельную аристократку, мучимую сознанием того, что ее дочери попали под влияние опасного маркиза. В «Жаворонке» Ж. Ануя актриса создала образ еще одной аристократки – осторожной и мудрой королевы-матери, пытающейся контролировать жизнь королевского двора и французского государства. Неузнаваемо преобразилась Дмитриева на премьере спектакля «Три сестры», в котором она играет няню Анфису – один из тех трагикомических народных образов, без которых этот спектакль не был бы столь притягательным. Сгорбленная спина, развинченная походка, затрудненная речь восьмидесятилетней старухи, и при этом самоотверженная преданность хозяйкам, вместе с которыми Анфиса по-своему проживает все перипетии дома Прозоровых. «А нянька-то сестер переиграла!» – написал после премьеры в блоге «Молодежки» один из зрителей, и, что касается степени перевоплощения актрисы, непохожести на саму себя, он, пожалуй, был прав. Еще одна изящная работа актрисы – роль сумасшедшей Марии Хосефы – очень важна для раскрытия смысла спектакля Е. Титова «Дом Бернарды Альбы» в Молодежном театре. Эротическое помешательство Марии-Хосефы – приговор Бернарде и воплощение тайных желаний ее дочерей. Только безумная Мария-Хосефа способна сказать правду гордой главе семьи Альба. Последние годы Наталия Дмитриевна преподает на театральном отделении Лицея искусств «Санкт-Петербург», а это значит, что повезло не только художественному руководителю Молодежного театра Семену Спиваку, в творческой «палитре» которого есть такая разноплановая и умная актриса, но и многим поколениям начинающих актеров, получающим от нее первые и, значит, особенно важные, уроки актерского мастерства.
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо