ПАРАДОКСЫ СПИВАКА

В Молодежном театре на Фонтанке прошла презентация книги Натальи Старосельской «Вертикаль Семена Спивака». Написана она была к 70-летию Семена Яковлевича, представлена – в день, когда театру исполнился 41 год.

Слово «вертикаль» в названии отсылает к одному из интервью Спивака журналу «Театрал». «Мы в каж­дом спектакле ищем путь наверх», – сказал тогда художественный руководитель Молодежного.

Интересно, что при этом формат у книги – горизонтальный. А на фотографии, которая украшает обложку, доминирует диагональ раскинутых рук мастера. Как заметил Сергей Морозов, выпускник самого первого курса мастерской Семена Спивака, руководитель Театра «На Литейном», это говорит о том, что и сам мастер, и его театр развиваются во всех направлениях. Книга об этом.

Наталья Старосельская, литературный и театральный критик, дружит с Молодежным театром давно. В ее книге, выстроенной по хронологическому принципу, упомянуто и проанализировано множество постановок Спивака, начиная с его самых первых работ в Театре-клубе «Суббота» и заканчивая спектаклями, которые он ставит сейчас в своем и других театрах. Даже те, кто этих спектаклей не видел, благодаря эмоциональным, развернутым описаниям смогут составить представление о них и о художественном методе режиссера. Тем более что издание дополнено большим количеством фотографий – давних и не очень, запечатлевших и сцены из спектаклей, и репетиционный процесс.

Наталья Старосельская начинает рассказ с детства героя, с самых первых его театральных впечатлений и опытов и доводит его до дня сегодняшнего. Последние главы посвящены работе режиссера со студентами и нынешней труппой Молодежного театра, артисты которой, как говорит сам мастер, на репетициях зачастую понимают друг друга без слов.

С другой стороны, эта история не только о режиссере, но и о человеке. Как рассказал на презентации Сергей Морозов, «Семе­н Яковлевич – парадоксальная, поро­й противоречивая личность. Он умеет быть гибким и в то же время несгибаемым». Спиваку интересен театр, исследующий человека. Он любит своих артистов, умеет слушать и слышать их, но его принципы непоколебимы, театральная группа крови неизменна. И этот парадокс тоже отражен в книге.

В каждом театре есть своя идеология. Молодежный отличается тем, что добр к зрителям. Он не оглушает, не гипнотизирует, не стремится потрясти эффектами. Не навязывает мнений и идеалов. В самом темном материале здесь ищут прозрачность. В боли – надеж­ду. И сворачивать с этого пути Семен Спивак не намерен.

Прямая речь
 
Семен СПИВАК, художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке, народный артист России:

– Я действительно получаю огромное удовольствие от того, чем занимаюсь, что люблю. Я очень люблю наших артистов, иногда слишком, но без любви спектакль не складывается. В наше время людям не хватает добра. Я пытался жить жестче, командовать, но у меня не получилось. Мой путь – это любовь, перипетии этой любви.
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо