ВЕРТИКАЛЬ СЕМЕНА СПИВАКА. МОЛОДЕЖНОМУ ТЕАТРУ НА ФОНТАНКЕ – 41 ГОД

Источник – «Санкт-Петербургские ведомости» № 11 (6849) от 25.01.2021

Текст – Дина ГИН

Молодежному театру на Фонтанке исполнился 41 год. По этому случаю театр представил недавно вышедшую в свет книгу Натальи Старосельской «Вертикаль Семена Спивака» и концерт-импровизацию «Это было недавно...».

Открывая творческий вечер, художественный руководитель театра Семен Спивак сравнил его программу с альбомом семейных фотографий, рассматривая которые можно вспомнить не только собственное прошлое, но и то, чего сам не видел (эпизоды из жизни прадедушек и прабабушек, например).

Зрителям показали сцены, танцевальные и песенные номера из постановок, когда-то существовавших в Молодежном театре, но уже не идущих на его сцене. Получилась подборка флешбэков. Приглашение к размышлению – о самих спектаклях, о пути, который выбрали эта труппа и ее художественный руководитель.

По принципу «семейного альбома» построена и книга Натальи Старосельской, литературного и театрального критика, давнего друга Молодежного театра. Многие участники презентации этого издания отмечали, что аналитическая мысль театроведа сплавлена в нем с очень личной интонацией. И что такой подход созвучен мировоззрению Семена Яковлевича и его творчеству.

Наталья Давидовна, безусловно, пристрастна к Молодежному и его художественному руководителю. Она не скрывает этого и признается в своем восхищении на первых же страницах. «Личность удивительно тонкая, мыслящая глубоко индивидуально, Семен Спивак обладает тем свободным дыханием, которое, вероятно, и дает ему возможность оставаться верным урокам своих учителей, традициям русского психологического театра», – пишет она. А для того чтобы уравновесить повествование, дополняет его многочисленными цитатами из статей своих коллег. В том числе тех, кто относится к художественному методу Семена Яковлевича критически. Это придает книге не только дополнительный объем, но и убедительность. В сопоставлении мнений рождается настоящее, глубокое понимание. Читателю дается возможность сформировать свою собственную точку зрения, и это дорогого стоит.

В книге семь глав, каждая из которых посвящена тому или иному этапу становления режиссера – от самых первых опытов, театра-клуба «Суббота» и студенчества, через постановки в разных театрах, к работе с собственными учениками. Вместе с автором и главным героем читатель пройдет весь путь и ознакомится не только с фактами биографии Семена Яковлевича, но и с его взглядом на мир, на роль театра в нашей жизни. В книге много прямой речи мастера, цитат из интервью.

Есть и такая: «Я уверен: в наше тяжелое время нужно помогать жить человеку, а не говорить, что все будет плохо, ужасно. Я верю в конец света. Это не то, что разверзнутся небеса и появится Бог на огненной колеснице. Нет! Просто мы станем более холодными, равнодушными: я – к вам, вы – ко мне, врач – к пациенту, учитель – к ученикам... Вот так постепенно все охладеет и заморозится».

В своей мастерской, в своем театре, каждым своим спектаклем Семен Спивак учит людей слушать и слышать друг друга.

Почему в названии фигурирует «вертикаль»? Потому что сам режиссер говорит: «Мы в каждом спектакле ищем путь наверх, и нашему зрителю, думаю, интересно искать этот путь наверх вместе с нами». Впрочем, формат у книги – неожиданно горизонтальный, а на обложке размещена фотография Спивака с широко раскинутыми по диагонали руками. Похоже, это прозрачный намек на то, что Молодежный театр развивается во всех направлениях сразу.

Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо