Исполнилось 85 лет со дня рождения одного из основателей Театра на Фонтанке Владимира Малыщицкого

Источник: Санкт-Петербургские ведомости
Текст: Елена Алексеева

Среди многочисленных юбилейных дат осени не затерялась дата средней округлости — 85 лет со дня рождения одного из основателей Театра на Фонтанке Владимира Малыщицкого (на снимке). В Доме актера прошел вечер его памяти, подтвердивший, что режиссера помнят не только соратники, актеры первого созыва — от Елены Соловьевой, Валерия Кухарешина и Нины Усатовой, но и писатели, чьи произведения он переносил на сцену, поэты, музыканты, а главное — зрители. О Малыщицком напоминает и Камерный театр его имени, в котором живет дух студийного движения, охватившего в 1970‑е весь город. В театрах-студиях (одним из первых был «Студио» Малыщицкого при ЛИИЖТе) кипела жизнь, там начинали и будущие профессионалы, и бескорыстные актеры-любители, видевшие в самодеятельном искусстве альтернативу театру казенному, переживавшему эпоху застоя.

Режиссер был неутомимым строителем театров. После увольнения из созданного им Молодежного театра он продолжал работать — ставить спектакли, собирать вокруг себя талантливых людей и, естественно, раздражать начальство. Его защищали и Георгий Товстоногов, и Юрий Любимов, и Даниил Гранин, давали временное прибежище, но он рвался к самостоятельности, и, где бы ни появлялся — в «Ленконцерте», БДТ или в Царском Селе, всюду возникал его авторский театр. Возмутителем спокойствия он не перестал быть, даже обретя крышу над головой. Бунтарский дух Владимир Малыщицкий сохранил до конца жизни. Чем и продолжает восхищать тех, кто знал его лично или видел его спектакли. Один из самых знаменитых назывался пророчески — «И дольше века длится день».

Стремление к совершенству, творческое беспокойство вообще в природе театра. Конечно, временами его одолевает тяга к стабильности, но тут же что‑то случается, и приходится вспоминать, что спектакль живет «здесь и сейчас» и всякий раз рождается заново. Скажем, в прошлом сезоне на Новой сцене Александринки вышла премьера спектакля «Мейерхольд. Чужой театр» (18+), основанного на реальных событиях изгнания режиссера из театра, им созданного. Постановка была резонансной, но Валерий Фокин, как видно, в результате сомневался. И вот недавно первого исполнителя главной роли сменил актер, с успехом начинавший творческий путь как раз в александринской труппе. Всеволода Мейерхольда теперь играет Александр Баргман. Театралы знают его не только как актера, но и как режиссера, выпустившего десятки интересных спектаклей в театрах Петербурга и далеко за его пределами. Последняя из его ярких премьер состоялась в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской, но и переход через Невский прошел весьма успешно.

Питерским артистам и режиссерам «броуновское движение» вообще все более свойственно. Непоседам живется нелегко, зато интересно. В свое время много шуму наделала маленькая заметка в газете «Ленинградская правда» под заголовком «Алиса Фрейндлих переходит Фонтанку». Тогда Театр Ленсовета лишился примадонны, зато труппа БДТ обогатилась актрисой, которую до сих пор жаж­дут видеть на сцене толпы зрителей. Увы, недавно театр объявил о снятии с репертуара аншлагового спектакля «Лето одного года», Олег Басилашвили и Алиса Фрейнд­лих решили больше его не играть. И все же нас не покидает надежда видеть главных звезд БДТ не только в кино, но и на сцене. Чудеса ведь случаются… Переходила же Алиса Фонтанку еще раз — когда играла «Оскара и Розовую даму» по приглашению Владислава Пази в театре на Владимирском…

Кстати о Театре Ленсовета. Там тоже постоянно что‑то происходит. Бывает, от роли отказывается даже Михаил Боярский — дело житейское. Но сейчас у нас есть шанс увидеть новых исполнителей в хите прошлого сезона: «Театральный роман» (16+) обрел нового исполнителя роли Генерального секретаря — его в очередь с Боярским играет Александр Сулимов, и нового Максудова — Федора Пшеничного. Если кто не помнит, он не только актер, но и режиссер этого театра, так что для булгаковского дебюта ему даже не пришлось переступать порог театра. Приятно, когда таланты находятся буквально под рукой.
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо