Не это ли называют фатальностью?
Текст: Екатерина Волошенкова
День 45-летия Молодежный театр на Фонтанке отметил награждением победителей Третьего конкурса театральных рецензий «Верю! Молодые о Молодежном». Рецензия студентки филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Екатерины Волошенковой на спектакль «Нас обвенчает прилив», которую мы сегодня публикуем, была отмечена наивысшей наградой – премией «Верю!».
В начале было противоречие. Определенно. Противоречие между жизнью и смертью, любовью и равнодушием, приличием и порывом. Спектакль Семёна Спивака и Марии Мирош «Нас обвенчает прилив» в Молодежном театре на Фонтанке тоже сделан из противоречий и споров — с самим собой, с другими, с навязанной судьбой.
Пожалуй, главный вопрос, которым задаются герои пьесы Жана Ануя, лежащей в основе спектакля: как распознать истинную любовь? Что делается на показ, а что идёт из сердца? И чего больше в словах Paete, non dolet!(это не больно): сочувствия, подвига или, просто на просто, любви?
Молодая девушка (Василина Кириллова) с женихом (Константин Дунаевский) и его матерью (Алла Одинг) приезжает в родной дом: предсвадебное знакомство. Дом поначалу кажется вовсе заброшенным, но потом оказывается, что просто его жители — люди довольно своеобразные. Выстроили дома внутри себя – из собственных проблем и обид, вот и отсутствует всякая необходимость следить за реальным домом. Вот эти люди-тени появляются на сцене: отец (Константин Воробьёв), его сын – рогоносец Люсьен (Сергей Яценюк) и младшая дочь – Жанетта (Эмилия Спивак). Закручивается действие, герои произносят длинные монологи, но адресуют их скорее в вечность, чем другим. Каждый персонаж будет пытаться выработать для себя формулу любви. Циник Люсьен, переживающий уход жены, составил в своей голове настоящий путеводитель по женскому характеру. У Люсьена есть то ли коллеги, то ли подопечные по несчастной любви и они вовсе не так искушены.
Несколько развязный, но безразличный к невесте Фредерик загорается дикаркой Жанеттой – от одного её дерзкого монолога загорается. Хотя боится этого. А Жанетта тянется к нему, словно из желания поиграть в любимую игрушку сестры, его невесты. Фредерик ведом, лишь однажды он решается дать волю своим чувствам – срывается, пытаясь прервать бесконечную ложь новоявленной возлюбленной. Жанетта тоже не может найти ориентир, вот и выступает со своими концертами. Она ведома желанием отомстить миру за несправедливость и зависть к сестре, которая смогла научиться нравиться мужчинам. Но вот Жанетта выиграла битву за Фредерика — и потерялась: ориентиров нет вовсе. Как показать свою любовь?
Как часто бывает в спектаклях на Фонтанке, декорации одновременно аскетичны и многомерны, многозначительны. Они не отбирают у актёров пространство, они, наоборот, дают место жить и место умирать. Место любить и место ненавидеть.
Большой стол – будто свидетель из другой, прошлой жизни этого дома. У него, этого полноценного героя постановки, точно были лучшие дни. Но всё же судьба обошлась с ним почтительнее, чем со стульями, которые и вовсе представляют что-то вроде живописных руин, разбросанных вокруг стола.
Пространство этого огромного дома, в котором легко потерять себя и непросто найти других, ограничивается для зрителя лестницей с одной стороны и дверью с другой. Герои приходят, говорят, пьют и убегают, чтобы снова прийти, но уже с другой стороны сцены. Конечно, мир постановки подчиняет себе зрителя не только декорациями. Море, вид на которое открывается из огромных окон, гипнотизирует зрителя, завораживает его. Так же, как и музыка. С самых первых минут спектакля и до последней его сцены музыка сопровождает героев: иногда — поёт с ними дуэтом, иногда — говорит то, что сами герои сказать не могут. Есть и сцены, в которых она перестаёт быть фоном и как будто полноценным героем: бестелесная, но ощутимая. Она — посланница судьбы, которая красной нитью связывает жизни Жанетты и Фредерика; она — посланница Жанетты, которая шумно заявляет о ее гневе. И громогласная свадьба, сыгранная так скоро и с такой злостью, является подтверждением бури, происходящей в душе героини.
Музыку словно впускает и провожает отец Жанетты. Тот, кто стремится к счастью во что бы то ни стало и боится признать само существование боли, находя утешение в музыке и красном вине. Кажется, что здесь никто – ни местные, ни приезжие – не могут выносить здешнюю жизнь без бутылки вина, которое здесь с утра до вечера льется рекой. Красный цвет как символ крови: жертвенной крови, крови, искупающей страсть или зажигающей её. В красном появляется отец, надевший ради гостей парадную рубашку. Красный любит носить и его свободолюбивая дочь: её и без того смелая одежда всегда содержит какой-то алый акцент. Не случайны и её огненно-красные волосы. Жанетта, гордо демонстрирующая красное пятно на белом подвенечном платье, — девушка-пламя, девушка, готовая в буквальном смысле отдать за любовь свою жизнь…