По тонкому льду. Премьера в Молодежном театре

Источник: журнал "Драйв - движение жизни"
Текст: Анна Ветлинская

Новый спектакль — «Глубокое синее море» по пьесе Теренса Рэттигана — выпустил в Молодежном театре на Фонтанке Семен Спивак.


Несмотря на то что написанная в начале 1950-х пьеса Рэттигана считается одним из лучших драматургических произведений о любви и человеческих взаимоотношениях, отечественные режиссеры обращались к ней нечасто. Да и имя автора у нас широкому кругу зрителей неизвестно. А вот за рубежом она уже семь десятилетий не сходит с подмостков. И может похвастаться в той или иной степени успешными экранизациями. В одной из которых, снятой в тех же 1950-х, блистала Вивьен Ли. В другой – уже нынешнего столетия – Рэйчел Вайс. И каждая за свою работу получала высокие оценки критиков и даже фестивальные премии.

Акцент на исполнительницах главной роли неслучаен – пьеса практически бенефис актрис, играющих Хестер Коллен, обычную женщину средних лет, неожиданно оказавшуюся «между дьяволом и глубоким синим морем». Именно эта английская поговорка, которая в русском варианте означала бы что-то вроде «куда ни кинь – всюду клин», стала основой и для названия пьесы, и для передачи того состояния, в котором оказалась героиня в один не самый прекрасный день своей жизни.

И хотя нельзя категорически сказать, что вся история держится на переживаниях Хестер, понятно, что эта роль – «системообразующая» и для нее нужна актриса, способная сыграть драму, романтику и глубокий психологизм одновременно. Может, поэтому и не так часто ставят у нас в стране эту пьесу, что далеко не в каждом театре есть молодая актриса с не слишком популярным сегодня амплуа – «героиня». В Молодежном театре такая актриса есть – Эмилия Спивак как будто создана для таких ролей – хрупких женщин, которые гнутся, но не ломаются.

Хотя в начале истории, действие которой происходит в течение одного дня, кажется, что Хестер «сломалась» - до такой степени, что не видит другого выхода, кроме самоубийства. А всё потому, что ее отношения с мужчиной, ради которого она ушла из благополучной семейной жизни, зашли в тупик. И дело не в том, что бывший летчик Фредди Пейдж ведет себя не слишком порядочно по отношению к возлюбленной. Нет, он просто не выдержал той роковой страсти, которую она обрушила на него, поставив на карту всё и желая получить взамен такую же самоотдачу. А он недавно прошел войну и сейчас хочет легкости и веселья, а никак не выяснения отношений. Ну забыл про ее день рождения, с кем не бывает? Александр Тихановский в роли Пейджа брутален, стилен, и при этом его герой вызывает не меньшее сочувствие, чем Хестер. Он просто не может дать ей то, чего она от него ждёт, и понимает, что, кроме разрушения, эта любовь ничего принести не может. Поэтому выбирает бегство – к новой работе и, как следствие, жизни.

Что характерно, в спектакле Спивака вообще нет отрицательных персонажей. По логике, образ бывшего мужа должен был бы вызывать отторжение – сухарь, педант, карьерист, потому-то и ушла от него жена. Но в трактовке Андрея Кузнецова мистер Коллер – это само сдержанное благородство: страдает, любит, прощает. Причем благородство это и во внешности – герой Кузнецова как будто сошел с плакатов старого кино.

Спектакль вообще выдержан в стилистике 1950-х – художник по костюмам Ника Велегжанинова и художник-постановщик Николай Слободяник постарались. А ещё Слободяник придумал «говорящее» сценическое решение: покрытые трещинами стеклянные квадраты, на которых происходит действие, олицетворяют то «море страсти», в которое однажды погрузилась героиня, только море это уже замерзло. И теперь лед трещит под ее ногами, как трещит по швам вся та любовная история, на которую она сделала ставку.

По этим стеклянным квадратам ходят и другие персонажи пьесы, среди которых нет случайных. На спектаклях Семена Спивака начинающим режиссерам вообще надо учиться работе с актерами – в его постановках нет маленьких ролей, любой, даже двухминутный выход дает артисту возможность высказаться, запомниться и даже показать что-то большее, чем было заложено у автора пьесы. Вот и в «Глубоком синем море» каждый персонаж – это характер, история, прошлое, настоящее и будущее.

И все они - под мелодии своей эпохи, которые лишь иногда прерывает современный хит, - ходят по тому же тонкому льду, что и главная героиня. Но только все вместе они могут помочь друг другу тогда, когда, кажется, море уже готово их поглотить. Вот и Хестер Коллер, уже почти из пучины отчаяния, вдруг ступает на хрупкий лед – после случайных слов, казалось бы, чужих людей – соседей, хозяйки дома и даже бывшего мужа – и готова идти дальше. Потому что начинает смотреть по сторонам и видеть окружающих, которых раньше не замечала, жизнь за окном и свои перспективы. Которые, оказывается, возможны и без мужчины рядом. По крайней мере последняя сцена спектакля убеждает в том, что все у «свободной от мужчин» героини будет хорошо. А что касается любви – то кто сказал, что без нее нельзя прожить?..
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо